Лето в Карелии

Река Волома



1. Общая характеристика
2. Заброска-выброска
3. Примерный график движения
4. Препятствия
5. Дневник Дениса Лаврухина
6. Краткая лоция

1. Общая характеристика.

Волома — река в центральной Карелии. Исток реки - озеро Волома недалеко от ст.Пенинга железнодорожной ветки Санкт-Петербург - Костомукша. Впадает Волома в Сегозерское водохранилище, которое через реку Сегежа соединяется с Беломоро-Балтийским каналом.
Длина реки - 138 км., летний расход воды в истоке Воломы - 1,8 м3/с, в устье - 30 м3/с. Общее падение уровня от оз.Волома до Сегозера - около 90м. В истоке реки - небольшое озеро, поэтому река достаточно мелоководна, особенно в ее начале, поэтому с середины лета, если вы забрасываетесь на машине, то целесообразно доехать по лесной дороге, уходящей от дер.Воломана на восток, до реки ниже оз.Шуонъярви. И отсюда начать сплав. Но все-равно сухим летом уже начиная с начала августа придется на всех порогах байдарки нести на руках. Но в начале лета речка довольно интересная, особенно совместив поход с рыбалкой. Места красивейшие, рыбалка замечательная, туристов раньше было не много, но в последнее время все больше.

2.Заброска - выброска.

Самодеятельным группам оптимально забрасываться по Ж.Д. до ст.Пенинга ветки на Костомукшу. Раньше можно было договориться на ст.Суккозеро, где поезд стоит достаточно долго, с диспетчером и машинистом об остановке на мосту через Волому. Не знаю, насколько это реально сейчас, думаю, что с каждым годом это будет делать все труднее. Придется искать машину от станции до реки. Поскольку ст.Волома и одноименная деревня находятся в одном месте, то там машину будет найти легче. Расстояние от обоих станций до реки примерно одинаковое - километров 15. Если кому-то время дороже денег, то лучше нанять машину от Петрозаводска. Дорога не близкая - километров 400 будет. Расценки у "Газелей" с прицепом на 2011 год - 15-17 руб/км, итого обойдется 12-14 т.р. Можно стапелиться и в пос.Пенинга, на берегу оз.Тервалампи. Затем по протоке в оз.Хавгаярви и оз.Волома.

Выброска возможна из района Сегозера - дер.Венгигора, Сяргозеро и др. Расстояние от Петрозаводска - километров 300, соответственно стоимост выброски - 9-10 т.р.

3.Примерный график движения.

ДеньНачальный и ко­не­чный пункты переходаВремя пере­ходаОриентиры, участки перехода
1

   ж/д мост через Волому - стоянка на ЛБ *2 ч   Первые пороги в скальных сужениях
2   стоянка на ЛБ - стоянка на ПБ *, на треугольном расширении за оз. Сонозером5 ч   обнос моста, бобровая пло­тина, пор. Зигзаг, оз. Сонозеро
3   стоянка за Сонозером - г. Талвиесдеги5 ч 20 мин   оз. Пертиярви, оз. Шуон­ярви, 2 моста через реку, впадение р. Талвиесдеги
4   г. Талвиесдеги - оз. Мал. Куранъярви4 ч
   г. Мяндувара
5   Дневка   --
6   оз. Мал. Куранъярви - стоянка на ЛБ7 ч   оз. Куранъярви, мост перед оз. Лайгаярви, оз. Лайга­яр­ви, оз. Елозеро
7   стоянка на ЛБ - место начала волока на Елмозеро.6 ч   впадение р. Пелкула, пор. Дяврума-Кошки, впадение р. Аминдомаоя, плес между Медвежьими и Островскими порогами, двойная петля реки, старая изба на правом берегу
8   место волока - дер.Венгигора 4 ч.пор.Ложный Сиг, Сигпорог-2, Лазаревский

4.Препятствия


Река-IIк.с.
Описывать все препятствия нет смысла. Вот самые интересные (по версии Ольги Зацепиной).
Описание, скорее всего, для большой воды.
П1. К.С.- 1-.

Расположено в нескольких часах неспешного плавания от мостов.Ориен-

тиром является выход реки в откровенное болото, этот участок длиной

метров 100, первое препятствие за ним и есть искомое.

Длина около 300м.Сначала шивера, затем река уходит влево в 10-и ме-

тровый коридор, шириной 4м., с валами 0.5м.Затем идет гладкий быстро-

ток с камнями, и в конце струя сбивается к высокому скалистому право-

му берегу, где и прорывается в узких проходах.Перед последним участ-

ком можно остановиться у правого берега и осмотреть, но особой нужды

в этом нет.
П2. Не более чем через 1км. после П1. Мост через реку.Непроходим.

Обнос по левому берегу 30м. Под мостом и за ним струячит,просвет

под мостом где-то 10 см.
П3. К.С.- 2+.

Приблизительно 40мин. от П2.Влево уходит мелкий рукав, через 10м.

основной поток тоже влево и вниз.Впереди видна только стена леса

в 15м. ниже уреза воды.Чалка и осмотр (желателен) по правому берегу.

Сначало идет разгонный участок с мощными невысокими(<0.7м.) валами,

затем поворот вправо около 70 градусов с боем в левый берег.

После поворота мощная шивера в узком русле с небольшими сливами

и кучей камней. Поломать лодку можно достаточно легко.
П4. К.С.- 1+.

За оз. Сонозеро идет цепь шивер, после чего вправо уходит ламбина,

после которой через несколько сотен метров на левом повороте начина-

ется порог.Длина метров 80.Осмотр с левого берега. Струя с камнями

вначале идет вдоль левого берега, затем русло поворачивает вправо,

струя разбивается о гряды камней.Изюминка в том, чтобы успеть пере-

сечь заваленный камнями поток, т.к. у левого берега завал, на выпи-

рающую часть которого несет. Русло на этом пороге не сужается, по-

этому скорости не очень большие.
П5. К.С.-1-.

В конце протоки между оз.Шуонъярви и следующим почти сразу за ним

небольшим озерцом.Длина метров 60.Левый поворот, небольшой навал

на кусты правого берега.Эти кусты мешают правильно вписаться в во-

рота.Проходится сходу(с берега мало чего можно разглядеть).

Достаточно безобиден.
П6. К.С.-2-.

На выходе из этого самого озерца.Представляет из себя каскад порогов

и шивер длиной 2-3км.Более интересна первая половина.

Сначало идет стремнина, переходящяя в мелкую шиверу, достаточно,пра-

вда, мощную для переворота(проверили).Далее поворот налево и остров,

слева протока более широкая, но мелкая, справа крутой, узкий слив

0.5-0.7м.(чистый) и быстроток с большим валуном, через 20 м, входящий

в следующую ступень.Перед ней можно уйти влево, там просторная заводь.

Эту ступень лучше осмотреть с левого берега- слив с гряды(0.5м.), за-

тем мощная струя с двумя бульниками.

Дальше все упрощается, но острые камни встречаются.
П7. К.С.-1-.

Через 1-2км. от П6 сразу за маленьким озерцом.Берега поросли кустарни-

ком, свешивающимся к воде. Сначала быстроток с камнями, затем левый

поворот и слив 0.3м. через всю реку с проходом шириной с байдарку.

Ориентир прохода-самый высокий пенный гребешок за сливом.Затем шивера

70м. Осмотра порог не требует.Непосредственно перед ступенькой можно

уйти влево и осмотреться.
П8. К.С.-2.

Следующее припятствие.Через 0.5 км после П7.Осмотр справа.(рекомен-

дую).Длина 80м.Основная струя идет вдоль левого берега.

На заходе мелко, затем узкие проходы среди камней и поворот русла на-

лево.На повороте пара сложных ворот-"штанга" вторых охотно ловит

зазевавшихся.Затем быстроток 20м.
П9. К.С.-2.

Это, наверное, самый красивый порог на реке, он же самый длинный.

Расположен, приблизительно, в 4км ниже правого притока Талвиседеги.

Берега перед порогом повышаются, пейзаж становится каким-то гранди-

озным.Река поворачивает налево и остров делит русло на 2 протоки.

В левой шивера с просматриваемой с воды линией движения, справа про-

тока уже, видно падение и мощные валы.Нам туда, но после осмотра с

правого берега.Длина метров 400.В русле несколько островов.

Сначала идет быстроток с мощными, заливающими носового валами,поворот

направо, на пути большой бульник, затем струя смещается в центр и

идет вдоль левого берега острова.В конце остова струя разбивается о

гряды камней, но собирается снова и прорывает каменную гряду, пере-

крывшую всю реку.Сдесь вода стекает по камням с почти метровой высо-

ты.Рядом расположен островок, с которого удобно фотографировать и

страховать.
П10.К.С.-1.

Это следующее за П9 препятствие.Представляет из себя шиверу средней

мощности с петляющим форватером.За шиверой остров, идти слева-валы,

камни.
П11.К.С.-1.

Расположено через несколько км. после П10.Это первое препятствие,

на этом отрезке, которое не просматривается до конца.

Начинается мелкой шиверой. После правого поворота, русло разширяется,

течение замедляется, количество камней увеличивается.Далее остров.

Проходить справа, ближе к острову. Валы, несколько бульников.

Осмотр бесполезен.
П12.К.С.-1+.

Расположен в протоке между озером М. Куранъярви и оз.Куранъярви.

Правый поворот, остров, основная струя справа от острова. Держаться

середины. Далее левый поворот и "грязная" бочка, желательно обойти.

Длина 40м.
П13.К.С.-2+.

Через 50м.Слышен шум и видны бегающие пенные языки.Осмотр справа.

Ширина русла 10м. Камней в струе нет. Внушительная бочка почти че-

рез всю реку.Там, где она кончается у левого берега, подряд распо-

ложены две почти таких же.Длинная правая бочка сбрасывает налево.

За бочками справа бульник, слева метровый гладкий вал.

Проходить с воплем:"БАНЗАЙ!!!", предварительно разогнавшись. Особых

проблем не возникает. Если байдарка без фартука, то она "под завязку"

заполняется водой.

Длина 40м.
П14.К.С.-2+.

Во второй части протоки между оз. Куранъярви и следующим.

Начинается в конце прямого участка. Русло перегорожено валунами.

Струя не видна, идет от левого берега к центру, возможно, есть более

мощная струя под правым берегом.Длина этого участка 10м., перепад

около 1м. Затем чалиться у правого берега для осмотра.

Река поворачивает налево.Основная струя у левого берега слабо валит

на небольшой завал, затем две мощные бочки(по крайней мере одна-ваша)

и поворот направо с трэком и мощными косыми валами у левого берега.

Этот порог заливает так же,как и П13.

Длина 200м.
Особенностью порогов являются преотвратнейшие тропы для осмотра(это во-
обще не тропы), поэтому лишний раз лучше не вылезать, так же пороги
отличаются сильно замусоренным камнями руслом-Волома антипод Суны.
Ее можно сравнить с Куземой, однако Волома значительно веселее. По сути
на ней нет и 5км. без препятствий. Мы прошли все препятствия на веслах,
без проводок.

Стоянки:
На участке от ж/д. моста до оз.Сонозеро есть одна приемлемая стоянка-
у непроходимого моста П2, всвязи с его низкой посадкой, в районе лесного
озера на левом берегу.(см. карту) Можно попробывать получить удоволь-
вствие от ночлега на правом берегу П1.
На оз.Сонозеро удовлетворительных стоянок нет. Все берега представляют
из себя кочки, покрытые толстым слоем мха с произрастающей на нем куль-
турой с тонкими листочками. Называют ее по-разному, начиная "дурман-
травой" и кончая просто "вонючкой".
Начиная от системы озер в середине которой оз.Шуонъярви и до конца,
проблемы со стоянками не возникают.Самые живописные места и хорошие сто-
янки в районе озер.Особенно можно выделить небольшое озеро у горы Мянду-
вара.

5.Дневник Дениса Лаврухина

( Не все в этом дневнике совпадает с реальностью. Ребята не сориентировались в месте волока на Елму.
Искали место после Ложного Сиг-порога, а оно за километр до него и др. неточности.
Количество препятствий и их характер сильно зависят от уровня воды, поэтому не будем автора судить строго. Координаты точки начала волока : 63 ° 41,114 N 32 ° 59,362 E по OziExplorer.)


11 июля 2006. День 3

ВТОРНИК
Прибыли на место в 2.00 утра. Разбили лагери, в 3.40 легли спать. Подъем - в 9.30.
Отплыли в 14.40. Река очень узкая (ширина порядка 5-10 метров), постоянно изменяет направление, течение практически не ощущается. Многого упавших деревьев, в русле попадаются камешки. Разобрали и затем прошли "рыбацкий мост" в два бревна.
Примерно через 1 час – в русле остров, с обеих сторон – камни. Слева воды больше – там и пошли, хотя очень мелко.
Через 54 минуты неспешного хода – опять остров. Проход справа завален, воды мало. Пошли слева – заход "через травяную кочку" у ЛБ, так как иначе нужен резкий маневр. Прижима к ЛБ не чувствуется, хотя струя идет прямо на него.
Еще через 51 минуту на ПБ – высокий холм – хорошее место для кратковременной стоянки. За холмом начинается болото, поэтому ночевать тут нельзя! Холм неровный, не очень большой, дрова есть. Стояли на холме примерено 15 минут.
Через 25 минут встали на ночевку на ЛБ. Есть кострище, место оборудовано бревнами для сидения.

12 июля 2006. День 4

СРЕДА
Отплыли в 11.20. Сразу за стоянкой – длинная шивера на повороте, воды очень мало. На ее проводку потратили примерно 20 минут.
Через 32 минуты – следующее препятствие того же типа – проводка заняла 11 минут.
Через 16 минут – достигли низкого деревянного моста. Он разрушается на глазах, но пока еще достаточно крепок – по описаниям это "мост с порогом". Тропа обноса проходит по ПБ, там же, практически на старой дороге, некоторые группы устраивают стоянку. Нам данное место показалось не удобным – иногда мостом и дорогой пользуются рыбаки. Заклейка небольших повреждений лодок и обнос порога за мостом заняли 54 минуты.
От моста до порога "Зигзаг" еще примерно 4 мелких препятствия ("примерно" из-за их плохой выраженности) – всего 41 минута ходового времени. Порог расположен на левом повороте реки, сразу после бобровой хатки с плотиной. Данное препятствие мелкое, точнее сказать, почти безводное. Воды хватает только примерно на первые 30 метров, потом - проводка. Преодоление порога и следующих за ним мелей (маловодной шиверы) заняло 58 минут.
Начался дождь.
Через 52 минуты вошли в озеро Сонозеро, пересекли его за 12 минут. Выход из озера скрыт густым камышом. Сразу в протоке, справа от неотмеченного на карте островка, мелкий перекат. Снова нужна проводка.
Далее в протоке нам встретилась еще одна мелкая шивера, снова проводка. В Салюте-2 медленно пребывает вода, понемногу отчерпываемся.
Вышли в следующее озеро – озеро Пертиярви (кар. "озеро с избой"). На ночевку пристали к пляжу, расположенному справа от острова в центре озера. На противоположном берегу (ЛБ) тоже есть стоянка, но ей очень давно не пользовались, все заросло. Рядом с нашими палатками – развалины очень старой избы.

13 июля 2006. День 5
ЧЕТВЕРГ
Отплыли в 12.20. Сразу вошли в озеро Шуоньярви – протока расположена прямо напротив нашей стоянки. На правом берегу протоки – изба, в конце протоки – быстроток. На озере Шуоньярви много стоянок, очень хорошая стоянка - на выходе из озера (ПБ).
На входе в следующее озеро – чистый быстроток. Озеро поросло высокой травой, шли вдоль ПБ. На выходе – простой порожек П6 (сходу, проход под кустами вдоль ПБ), за ним – ламбина. С момента отплытия до ламбины шли 52 минуты. Перед выходом из ламбины, на ПБ, небольшая стоянка.
Через 40 минут – быстроток, за ним – П7. Слева воды нет совсем. Порог прошли справа, сходу. Валов и бочек нет – 1к.с. (в некоторых описаниях не ему заслуженно присваивают 2 к.с). Далее снова встречаются быстротоки – проводка. В целом, П7 и все "сопутствующие" ему препятствия преодолели за 16 минут. Таймень-3 получил большую пробоину в носу, пришлось совершить экстренную остановку для ремонта на ЛБ.
Берег илистый, заболоченный, годен только для отдыха или еды. Дно топкое. Ремонт занял 1час 32 минуты. Через 10 минут достигли озера Шуд, выход из которого нашли не сразу. На поиски ушло примерно 30 минут. Надо было не мудрить, а сразу идти вдоль его заболоченного Лб.
Еще через 30 минут – быстроток – мелко!
Через 9 минут – П8: в середине реки расположен длинный узкий остров, справа от которого завал из бревен и мусора. Слева вода есть, но ее недостаточно для байдарок – очень мелко, смог проскочить только каяк. Остальные лодки провели вдоль ПБ острова, через завал.
Через 36 минут – на ЛБ пригодная для жилья изба. За ней 2 быстротока, плес, автомобильный мост.
Река Талвиесдеги впадает справа, она гораздо уже Воломы. Примерно через 30-40 минут от места впадения – новый автомобильный мост, рядом с которым на ЛБ построена будка косцов и сарай-навес для хранения сена. Берега реки сырые – идет сплошной плес, туристических стоянок не видно.
В 25 минутах хода от моста в русле реки расположился большой (чуть вытянутый) заросший лесом остров, диаметром примерно 0.5км. Он несколько смещен к ПБ, поэтому изначально мы приняли его за выступ берега. Выход из правой протоки завален, срезать нельзя. Шли по чистой основной протоке, огибая остров слева.
За островом – порог "Каменная лестница" (1к.с.). Перепад уровня виден издалека. Имеются две ступени. При высокой воде порог будет сложен (страховка, осмотр по ПБ). В нашем случае воды мало, даже "вход" очень мелкий: он представляет собой разлив реки среди камней. I-я степень – прошли. II-я ступень (слева от островка, в самом конце порога) – небольшой котелок, но воды нет! "Салют" провели по бывшей основной струе, через бывший котел слева от острова. "Таймень" провели с другой стороны – по мели справа от острова, вдоль ПБ реки. Каяк смог проскочить по камням.
Река постепенно поворачивает. До выхода в озеро Малое Кураньярви, мы преодолели еще 5 мелких шивер. В частности, 2 из них – на участке с С-СЗ направлением русла. В целом, от моста до озера 4 часа 20 минут "хорошего крейсерского хода на веслах". На этом отрезке пути, с воды мы видели только одно место для стоянки – на ПБ возле холма (холм отмечен на карте). Вечерело, поэтому толком рассмотреть стоянку нам не удалось – качество берега осталось не известно.
На озере есть отличная стоянка – на втором мысе по ПБ – с пляжем и даже бревенчатой баней!
Мы достигли пляжа примерно в 21 час. Однако, к нашему глубокому сожалению, место было занято большой группой рыбаков, которая стартовала двумя днями ранее с уже описанного нами автомобильного моста вблизи места впадения реке Талвиесдеги.
Не смотря на сильную усталость, нам пришлось продолжить движение. Пересекли озеро, вышли в протоку. Вскоре достигли 2х порогов подряд: П11 и П12 – оба 1 к.с. Первый – "чистая горка", не смотря на уже привычную проблему с недостатком воды, в нем глубоко, есть хорошие валы. Данный поразительный факт не мог не порадовать порядком утомившихся путешественников! Во втором пороге – слив тоже чистый, валы еще больше, прокатились "с ветерком".
Прошли красивый высокий "бараний лоб" на ПБ.
В самом конце протоки – старый, но вполне еще крепкий мост. Сразу за ним, на правом повороте – шивера "в 3 камня". За шиверой – долгожданный выход в озеро Кураньярви. Итак, переход из одного озера в другое занял примерно 30 минут.
Мы пересекли почти все озеро и встали на острове в его восточной части. С острова открывается замечательный вид на гору Нестерова. Есть пляж, но правда у берега очень мелко, невозможно толком окунуться – воды примерно 40-50см. Также были обнаружены целых две бани: одна полуразваленная бревенчатая и одна целая "каркасная".

14 июля 2006. День 6. Дневка
ПЯТНИЦА
С утра разобрали старую бревенчатую баню. Используя добытые колья и бревна «модернизировали» каркасную баню: выровняли пол, сложили сруб, подсыпали песка, построили новую каменку.
В 14.00 разожгли огонь, топили печь 6 часов. Выгребли угли, закрыли верх заготовленным полиэтиленом. Баня вышла по первому разряду!
Жизнь в лагере шла своим чередом. Рыбаки поймали двух сигов, щуку, и еще несколько разных рыб. Капитаны провели мелкий ремонт своих лодок.

15 июля 2006. День 7
СУББОТА
Отплыли в 13.30. За 27 минут достигли выхода из озера. В этом месте расположено П13 (1к.с.) – два порога подряд. Вода есть в обоих, последний несколько более сложный. Сходу, прохождение заняло 10 минут.
Через 13 минут – препятствие П14 (1к.с.) – снова два порога подряд. В первом пороге шум воды более сильный, чем в П13. "Горка" выражена, но воды уже так много, как хотелось бы – необходим маневр среди камней. Сходу. Второй порог начинается сразу за первым.
Сразу за препятствием, на ЛБ, хорошее место для стоянки.
Через 10 минут вышли в озеро Лайгаярви. По озеру шли 35 минут, на ЛБ видели занятую стоянку. На выходе из озера препятствий нет, до первого из них, небольшой шиверы – 16 минут. В русле периодически попадаются мелкие камни.
Примерно через 50 минут миновали деревянный автомобильный мост.
Через 26 минут – в русле реки лежит огромный камень, на который при желании можно забраться. Рядом на ЛБ есть стоянка. Вообще, на этом участке реки мы заметили еще 3-4 хорошие стоянки.
Через 18 минут – еще один мост, точнее, развалины моста. Проход слева вдоль берега, под последним из сохранившихся пролетов – смотри туристическую маркировку на натянутом поперек реки тросе! От этого моста до озера Елозеро еще 22 минуты хода.
По Елозеру шли примерно 30 минут. Встали на стоянку на ЛБ, практически на выходе.
Вечером шел дождь.

16 июля 2006. День 8
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Отплыли в 11.50, сразу вышли в реку. По берегам песчаные пляжи, много стоянок. На поворотах реки мелко – видно дно. Первый заметный быстроток встретился нам только через 55 минут.

Через 47 минут – быстроток с ряжевой стенкой на ПБ. Через 21 минуту – на ЛБ квартальный столб старой вырубки "14/4" – цифры почти стерты.
Через 30 минут – справа втекла река Перкула. В этом месте пристали к берегу размяться.
Через 31 минуту – порог Деврума-Коски. На самом деле, это не порог, а шивера, или даже быстроток. Описанной в лоциях стоянки на этом пороге не видели!
Начался "прямой как стрела" плес среди болота. Течения нет, практически озеро. Шли 34 минуты. Плес закончился непосредственно у I-ой ступени порога Медвежий. Воды очень мало, вдобавок к этому, поперек реки лежит упавшее дерево (начиная от ПБ) – проводка вдоль ЛБ заняла 12 минут.
II-я ступень – мелко, но смогли проскочить вдоль ПБ.
На ЛБ перед началом III-ей ступени есть стоянка, но ее заняли рыбаки из Москвы. Мы разбили лагерь напротив, на острове у ПБ. Рядом – остатки двух старых срубов, построенных еще сплавщиками леса. О том, что это остров узнали только тогда, когда углубились в лес: от "истинного берега" (с разрушающейся баней) стоянку отделял небольшой ручеек.

17 июля 2006. День 9
ПОНЕДЕЛЬНИК
Вышли в 11.50. Вдоль ЛБ прошли III-ю ступень порога Межвежий (воды мало). Сразу за ней – быстроток. Чуть дальше – на высоком ЛБ – неплохое место для стоянки.
Через 34 минуты – первый из островских порогов.
Через 12 минут – домик на ПБ.
Еще через 39 минут – завал из плавающих бревен, который в некоторых описаниях называют бобровой плотиной – буквально протиснулись впритирку с ПБ.
+21 минута,+19 минут,+11минут – Островские пороги
Через 37 минут – еще один порожек, на выходе из которого (вдоль ЛБ) Салют-2 получил большую пробоину. Пришлось срочно причалить к ПБ (дно топкое, илистое). Ремонт занял примерно 1 час.
Через 40 минут прошли домик на ПБ, чуть позже – на ЛБ видели небольшой бревенчатый мостик.
До порога Ложный Сиг–порог шли около 1 часа. На нем есть стоянка (на ЛБ), которая была занята уже знакомыми нам рыбаками из Москвы. Порог не очень сложен (1к.с.), воды достаточно. Прошли сходу.
С этого момента мы начали внимательно осматривать ПБ. Однако описанного в нескольких отчетах волока на реку Елма мы так и не нашли – берега сплошь заболоченные, много древесного мусора – очевидного места для высадки на берег нет. Может быть, тропы больше и не существует.
Еще примерно через 40 минут достигли порога Сиг-2. В нем две ступени, разделенные заводью округлой формы. Вдоль ПБ – ряжевая стенка. Воды не много, но достаточно для прохождения. Порог не сложен (1 к.с.), обе ступени прошли сходу. Единственное затруднение состояло в том, что на самом выходе какой-то "шальной камень" сорвал старую заплату на оболочке одной из байдарок. В открывшееся отверстие стала быстро поступать вода.
Встали на стоянку сразу за порогом, на ЛБ. Рядом с палатками – очень старые развалины, полностью укрытые растительность (мхом и деревьями). На противоположном, правом берегу реки – чуть поодаль от воды – стоит старый сруб сплавщиков. По рассказам, в нем обитает домовой. Интересная деталь: хотя дом и начал разрушаться, железная печь по-прежнему исправна, поэтому для защиты от непогоды он еще вполне пригоден.

18 июля 2006. День 10
ВТОРНИК
Отплыли в 11.45. За 50 минут дошли до стоянки на ЛБ – это лагерь уже знакомых нам москвичей. По их словам, место хорошее.
Еще через 1 час 25 минут достигли порога Лазаревский. Не доходя порога, на ПБ – хорошая стоянка – рядом с мостом через протоку в озеро Лазаревское. Москвичи решили сворачивать в протоку.
Порог Лазаревский (2 к.с.) – длинный (около 200м) и красивый, расположен на правом повороте реки. Содержит три ступени, разделенных небольшими заводями. В средней части вдоль ПБ построена ряжевая стенка. Проходили за один раз, так как приставать не где, да и в этом нет нужды. I-я ступень – простая шивера – прошли по центру. II -я ступень – более мелкая шивера – прошли несколько ближе к ПБ. III-я ступень – валы в коротком каменном каньоне (небольшой прижим к левому, более высокому берегу) – шли строго по центру. Прохождение порога (с осмотром и съемкой) заняло 1 час 16 минут. На ПБ практически вдоль всего порога стоянка. Есть баня, но не очень хорошая. Много черники.
Начался ливень.
За 1 час 3 минуты, сквозь завесу дождя мы дошли до автомобильного моста у деревни Венгигора. Под мостом поели бутербродов, но дождь все не кончался, и через 47 минут мы отплыли – просто сидеть в лодках очень холодно.
За 16 минут пересекли озеро без названия (краем, вдоль ПБ), вошли в реку. До озера Петрогорское шли 1 час 7 минут.
Дождь по-прежнему стеной.
За 43 минуты дошли до озера Сонозеро, вышли в него через самую правую протоку. Слева в протоке – оставшиеся после лесосплава столбы.
Выйдя из зарослей травы на открытую воду, мы оказались практически по середине между левым и правым берегами озера. На наше счастье, волны и ветер увлекали лодку в нужном направлении – "вперед и чуть левее" – через озеро к берегу. За 40 минут достигли песчаной косы вблизи рукава – прокопа в озеро Сяргозеро.
Под дождем встали на стоянку.

19 июля 2006. День 11. Дневка
СРЕДА
Перманентно идет дождь. Температура воздуха днем +18 С, вечером +7 С.
20 июля 2006. День 12
ЧЕТВЕРГ
Вышли в 12.40. Через 19 минут достигли мыса, за которым прорыт искусственный переход между озерами.
Попутный ветер, волны.
За 41 минуту дошли до деревни Сяргозеро.
Вдоль деревни шли 16 минут, осматривали ЛБ на предмет места для стоянки. Впереди, прямо по берегу озера, проходит автомобильная дорога. На дороге – автобусная остановка (с воды не видно, закрыта деревьями).
Разбили лагерь на ЛБ озера – за деревней, на краю старого футбольного поля. Полем давно не пользовались, местами оно поросло маленькими елочками. Сразу за полем – грунтовая дорога в Сяргозеро.
Разбираем лодки, сушимся, пакуем вещи.
Переменная облачность. Несколько раз начинал моросить дождь.

6.Краткая лоция

кмвремя от пред-гоОБЪЕКТОПИСАНИЕ
0 0 р. Волома Сборка лодок - на ПБ, в 100м ниже деревянного моста. Перекаты, завалы, шиверы.
- 1.00 П1-мелкая шивераВ русле - остров. Проход слева
- 0.55 П2-мелкая шивераОпять остров, проход слева – заход «через травяную кочку». Далее плесы чередуются с мелкими шиверами.
- 0.50 стоянка на ПБ Ночевать тут нельзя!
- 0.25 стоянка на ЛБ Хорошая стоянка, оборудованная
- - П3 - мелкая шивераСразу за стоянкой на левом повороте.
- 0.35 П4 - мелкая шивераМелко много камней.
8.4 0.15 "мост с порогом" На ПБ тропа обноса, на грунтовой дороге стоянка,но не очень удобная, сразу за мостом небольшой порожек.
- 0.40 порог "Зигзаг" После 4 шивер и бобровой плотины, в главном сливе вода есть, можно пройти, потом мелкая шивера, вероятна проводка
11.2 1.00 Сонозеро Выход прямо напротив входа, скрыт камышом.
- 0.15 две мелкие шиверы мелко, проводка
14 0.2 озеро Пертиярви стоянки есть на обоих берегах. Пригодны для ночевки.
16 0.1 озеро Шуонъярви В протоке - бысрина с поворотом. Отличное озеро, много стоянок. К выходу - вдоль ПБ.
- 0.1 П5 - порожек На входе в озерцо. Озерцо поросло травой, идти вдоль левого берега.
- 0.1 П6 - порожек на выходе из озерца.
- 0.2 П7 - порожек Быстроток, за ним порожек. Слева мелковато, справа - проходимо.
20.5 0.2 озеро Шуд на выход - вдоль левого заболоченного берега
- 0.3 быстроток мелко
- 0.1 П8 - порожек -200м.Длинный узки остров, справа - завал, слева очень мелко. Проводка.
- 0.35 изба на ЛБ
26 0.3 река Талвиесдеги Впадает справа после левого поворота на разливе. Немного дальше автомобильный мост.
30 0.3 П9 - порог Каменная Лестница Большой остров делит реку на две протоки. Перепад виден с воды. В большую воду проход справа, потом в центр, в малую первая ступень проходима, вторая - проводка.
- 0.2 П10-П14 - шиверы на участке до озера Мал.Куранъярви 5 шивер. 2 из них после поворота реки на север.
38 4.0 оз.Мал.Куранъярви До озера - 5 мелких шивер. озеро небольшое,но красивое, стоянки есть.
39 0.1 П15 - порог 1 к.с.Сразу на выходе из озера, чистый слив, валы.
- - П16 - порог 1 к.с.Через 50-100 м. за предыдущим.
- 0.1 мост Сразу за ним шивера.
40 0.1 оз.Куранъярви Длинна озера - около 3 км. Стоянка есть на острове в середине озера.
42 0.3 П17 - порог 1 к.с. Сразу после выхода из озера, двухступенчатый порог.
43 0.1 П18 - порог 1 к.с.Тоже два порога подряд.
44 0.1 оз.ЛайгаярвиНа выход из озера - вдоль правого берега, на левом есть стоянка.
45 0.5 П19 - небольшая шивера
46 0.5 автомобильный мост Сразу за стоянкой на левом повороте.
47 0.3 разрушенный мост Сразу за стоянкой на левом повороте.
48 0.2 оз.Елозеро Стоянка есть на ЛБ на выходе.
50 0.3 выход из Елозера
58 2.3 р.Перкула До этого места на реке много стоянок, течение слабое, несколко быстрин.
60 0.3 П20 - Дяврума-КошкиСразу за стоянкой на левом повороте.
62 0.4 П21 - пор.Медвежий Три ступени, везде мелко, может понадобиться проводка.
64 0.3 П22 - порог 1 к.с.Первый из "Островских" порогов
66 0.2 П23 - порог 1 к.с.второй "островский" порог.
68 0.2 П24 - порог 1 к.с.третий "островский" порог.
70 0.15 П25 - порог 1 к.с.четвертый "островский" порог,ряжевая стенка и изба на ПБ.
72 0.2 "петля" река делает километровую петлю с разворотом на 180 град.
74 0.2 место волоказа 300-500 м. до места волока - дощатый домик на ПБ. Река в этом месте делает плавный поворот на юг.
75 0.1 П26 - порог 1 к.с.Ложный Сиг-порог. Островок из скальных плит посредине.
80 0.2 П27 - порог 1 к.с. Сигпорог-2, две ступени , разделенные небольшим уловом.За порогом на ЛБ есть стоянка.
85 0.4 П28 - порог 2 к.с."Лазаревский",около 200м, три ступени.
90 0.4 мостмост у дер.Венгигора, здесь можно заканчивать поход. У моста вполне приличная стоянка.