Лето в Карелии

Готовимся к походу с турбазой Поляна

Эта статья адресована прежде всего тем, кто первый раз собирается в поход в Карелию с нашей (или аналогичной) фирмой, т.е. в поход с коммерческой группой. В интернете много информации о походах, подготовке к ним, безопасности и пр. Например чайниковая страница Михаила Афанасенкова.
Но поход с коммерческой группой имеет ряд особенностей и отличий от самодеятельной группы. Это, как правило, разнородный состав группы, один инструктор, слабый опыт участников. Инструктор, конечно, может всему научить, рассказать и показать. Но в группе на одного инструктора приходится обычно 10-15 туристов. Если каждого учить всему, что понадобится в походе, то маршрут может затянуться на гораздо больший, чем запланировано срок. Хорошо бы уже к началу похода знать основное, что надо делать и уметь в водном походе, какие правила соблюдать. Тогда и вам и всей группе поход доставит больше удовольствия и все вернутся домой "усталые но довольные".

1. Выбор маршрута

2. Выбор средства сплава

3. Время похода

4. Подготовка к походу

5. Снаряжение

6. Безопасность в походе

7. Отношение к природе и экология.



1. Выбор маршрута.

Это, наверное, главная проблема, встающая перед человеком, решившим посвятить часть своего отпуска водному походу. Конечно, хочется выбрать самый лучший маршрут. Но такого не бывает. Каждый по-своему хорош. Один порогами, другой рыбалкой, третий отсутствием конкурентов-туристов, с которыми приходится делить стоянки и дрова.

Первое, на что надо обратить внимание, это длительность похода. Если вы никогда не были в походе в Карелии, не представляете, что такое водный туризм, выбирите для начала короткий маршрут, 3 дня. А вдруг вам не понравится, вдруг будет трудно, погода может в любой момент испортиться... А сойти с маршрута не всегда можно. И если вы поймёте, что это вам подходит, что все трудности нипочём, тогда можно и замахнуться и на более длительное путешествие.

Второе - это сложность маршрута. Сложность маршрута обычно определяется категорией от 1 до 6. В Карелии самая высокая категория - четвертая. Очень многие потенциальные наши клиенты хотят сразу в самую высокую категорию. Это, наверное, отголоски турецкого рафтинга. Прокатившись в Турции на рафте, человек связывает категорию маршрута со скоростью течения на реке. Но в Карелии всё по-другому. Пороги здесь локальные, т.е. не очень длинные. А после порога обычно начинается участок реки со слабым течением, плёс. А то и озеро со встречнымм ветром, "мордодуем". А категория маршрута определяется количеством и сложностью порогов, протяженностью маршрута, малонаселенностью местности и пр. Коммерческие туры планируются так, чтобы дневные переходы были посильны даже самым слабым участникам похода, всегда может вмешаться множество факторов. Если группа тратит очень много времени на утренние сборы и выходит на воду очень поздно, соответственно сокращается время, за которое надо пройти запланированные километры. А еще встречный ветер, дождь, гроза и пр...
В то же время, если повезет с погодой и попутчиками, то маршрут может показаться слишком легким, захочется посложнее, а там может так и не повезти.
Так что лучше перестраховаться, проявить осторожность, не идти в сложный поход после первого удачного опыта.
И в связи с этим учитывайте свою физическую подготовку, состояние здоровья, наличие связи на маршруте.
Сотовая связь есть сейчас на многих маршрутах. Но на многих ее нет. Если у вас есть какие-то хронические заболевания, которые весьма вероятно, обострятся при повышенных физических нагрузках и плохой погоде, то лучше не рисковать, идти в ближний маршрут, где есть сотовая связи и возможность экстренной эвакуации. Не стоит идти в поход , если по приезде на турбазу, вы чувствуете недомогание, непонятные проблемы со здоровьем. У нас был случай, когда во время заброски женщине стало плохо. Вернулись. До больницы ее несли уже без сознания. Оказалось она уже на базе чувствовала себя плохо, пила таблетки. Но с мужем решили идти в поход. Позже выяснилось - острая непроходимость кишечника. Если бы это случилось на маршруте - в больницу она попала бы через сутки, а то и больше. Чем бы это кончилось - неизвестно.

И третье - популярность маршрута. С одной стороны, чем более красив маршрут, чем интереснее пороги, лучше стоянки, тем более популярен он у туристов, как самодеятельных, так и у коммерческих групп. А чем менее посещаем туристами, тем труднее туда заброска, меньше мусора на стоянках и прочих "радостей" цивилизации, так и просто этих самых стоянок нет. Приходится становитья на ночевку в совсем не оборудованном месте. Хорошо, если это песчаный берег озера. Но весной или в начале лета, когда уровень воды высокий, таких мест очень мало. Годаздо чаще это просто участок леса, где приходится ровнять место под палатку, выкорчевываю пентьки, убирая шишки , заравнивая кочки. Хорошо, если подногами не хлюпает. Зато в таких местах с дровами проблем нет. Так что во всем есть свои плюсы и минусы.

2. Выбор средства сплава.

Выбор средства сплава непосредственно связан с выбором маршрута, т.к. у нас разные маршруты проходятся на разных судах. Да и слложность похода зависит от того, на чем идти. С одной стороны байдарка - более быстроходное судно, по плесу идет гораздо быстрее, чем катамаран или рафт. С другой - требует опыта. На байдарке не только пороги проходить сложнее, но и на плесе или озере при неосторожном поведении можно перевернуться и заполучить множество проблем. Если к вас нет опыта, наилучшим вариантом будет маршрут, начинающийся даже не на озере,на озере в шторм тоже можно накувыркаться по неопытности, а на спокойоном участке реки. Хотя таких очень мало. Чаще все-таки начинаем на озере. Не ленитесь, потренируйтесь вечером на первой ночевке. Попробуйте оверкиль. На тренировке гораздо менее страшно и опасно. Хуже, если это пройзойдет совершенно неожиданно и вы забудете все, чему учил инструктор. Тренировка не повредит даже опытным туристам. За год (а может и больше) после последнего похода навыки могли и подзабыться. Что можно поотрабатывать на гладкой воде - ниже.
Немного о наших средствах сплава:
Общий принцип - чем длиннее судно, меньше ширина, тем оно более быстроходно, но менее остойчиво, легче переворачивается. Жесткая конструкция более предсказуема на воде, более быстроходна.

* полиэтиленовые байдарки - очень быстроходны, не боятся легких ударов о камни, устойчивы на курсе, но не очень остойчивы, легко перевернуться в пороге или на волне. Вместимость не очень большая, лишнего не возьмешь, паковать груз надо очень тщательно. У на есть байдарки немецких фирм "Prijon", "Robson" и китайские "Winner".

* каркасные "Таймени" - достаточно быстроходны, хотя и похуже полиэтиленовых. Пошире, поэтому поостойчивее, места для груза гораздо больше.

* надувные байдарки (Скаут,Каньон) - быстроходность хуже, чем у "Тайменей", особенно при встречном ветре, перевернуть их достаточно трудно. Места для груза не так много, как в "Таймене", но вполне хватает для двухнедельного похода. Нагрузить можно с горкой. Если соблюдать элементарные правила, (тяжелое в низ, легкое сверху) и не класть мешок с тушенкой поверх всего остального скарба, то остойчивость остается хорошей.

* катамаран и рафт - ходовые качества самые низкие из всех, но перевернуть их гораздо сложнее. К тому же для уверенного продвижения в намеченную сторону нужны уже слаженные усилия четверых, а то и больше, членов экипажа. Против хорошего ветра идти практически невозможно. Только пережидать непогоду. На карельских речках очень мало порогов, где может перевернуться 4-хместный катамаран. Таким образом, если вы боитесь перевернуться, но хотите пройти довольно серьезные пороги, идите на катамаране или рафте. Если вас не путает перспектива оверкиля, хотите более динамичного, интересного, спортивного похода, то байдарка - лучшее средство сплава для похода по Карелии.

3. Время похода.

В общем-то по Карелии можно ходить по воде с начала мая по конец сентября. Реки обычно вскрываются ото льда в первой декаде мая на юге Карелии и во второй-третьей декадах на Севере. Но это реки, на озерах лед может плавать до конца мая. Максимальный паводок, как видно из нашего графика, на Юге Карелии - c 5 по 15 мая. Это время для самых экстремальных спортивных походов. Хотя в самый большой уровень воды пороги бывают залиты так что не представляют сложности даже для байдарок, не говоря уж о катамаранах и рафтах.

Но это для спортсменов, опытных туристов, или охотников, в период с 01 по 09 мая бывает открыта охота на водоплавающую дичь.
Коммерческий сплав по Карелии обычно начинается в конце июня (к этому времени обычно вода в реках уже прогревается до 18-20 градусов ) и заканчивается в конце августа (погода уже может испортиться, пойдут дожди, но бывает максимальное количество грибов и ягод. Комаров уже почти совсем нет. )
Поэтому надо выбирать сроки похода в июле-августе в зависимости от целей похода и личных предпочтений.

В начале июля еще ночи почти белые, уже проснулись комары-мошки, воды достаточно много, многие пороги достаточно мощные, но меньше камней в русле. В конце августа пороги могут стать непроходимыми, придется обносить по берегу. Зато опять же - грибы и ягоды. И ночи в августе уже потемнее, посидеть вечерком у костра граздо приятнее, чем при незаходящем солнце. Что касается температуры и дождей, то тут очень трудно угадать(см.данные), остается молиться всем богам.

4. Подготовка к походу.

а) - морально-психологическая подготовка: Водный поход, даже коммерческий - это, если и не совсем спорт, то определенная физическая и психологическа нагрузка. А Карелия - не Кавказ и не Средняя полоса России, это все-таки Север. Погода тут не устойчивая, может похолодать в любой момент. Как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему. Поэтому готовиться, в том числе и морально, надо к тому, что весь поход будут дожди и холодно. А если вдруг произойдет чудо и выдастся хорошая погода - считайте, что вам крупно повезло и наслаждайтесь своим везением.

б) - физическая подготовка. Как уже отмечалось, поход - это не просто отдых, а приличная физическая нагрузка, особенно для тех, кто не очень дружит с физкультурой и спортом, уже забыл, когда был в спортзале и занят не физическим трудом. Да и тем, кто считает себя в хорошей физической форме и регулярно посещает спортзал, стоит обратить внимание на определенные группы мышц. Понятно, что при гребле на байдарке, работают в основном руки. Поэтому перед походом хотя бы неделю советуем поделать ежедневно упражнения для рук: отжимание от пола, подтягивания, упражнения с гантелями. Иначе первые дни будет тяжело, руки будут болеть. Особенно, если выдастся холодная погода. Греться на воде лучше всего интенсивной греблей, а это чревато последствиями для ослабленного цивилизацией организма.

в) материально-техническая подготовка, или попросту - что брать из снаряжения?
Прежде всего одежда. Вам необходимо три комплекта одежды: для сплава, для берега, для сна.

Одежда для сплава.

На воде, даже без сложных порогов трудно остаться сухим, поэтому нужна одежда, которая даже мокрая хорошо сохраняет тепло. Это традиционная шерсь или современное термобелье, флис. Причем надо учесть, что шерсть при намокании вытягивается, поэтому одежду лучше подбирать в обтяжку. И чем грубее шерсть, тем лучше она греет мокрая. Лучше одевать ее на голое тело, хотя это и не всем понравится. Летом сухой гидрокостюм будет явным излишеством, но неопреновый вполне пригодится. Особенно на северных маршрутах и Белом море. Поверх термобелья, неопрена одевается непродуваемый костюм - капрон с пропиткой, прорезиненная ткань. Прорезиненная куртка, к тому же, защитит от дождя. В любую погоду, даже когда очень жарко, должны быть закрыты локти, колени, лодыжки. При перевороте и ударах о камни любая, даже тонкая, ткань защитит от сильных повреждений кожу. На ноги кроме современных неопреновых сплавных тапочек можно одеть обыкновенные кеды и шерстяные носки. Опять же, кеды лучше высокие, выше лодыжек. Сапоги - ни в коем случае, при перевороте в них набирается много воды и они тянут вниз, плыть становится очень тяжело.

Одежда для суши. Для стоянки подойдет обычная шерстяная одежда, свитер и штаны. Сверху может быть тот же капроновый костюм, штормовка, ветровка. Ну и накидка или плащ от дождя. На ноги можно взять кроссовки. Можно резиновые сапоги, но не высокие. Приходя на стоянку я не рекомендую сразу переодеваться в другую, сухую одежду. Особенно, если плохая погода, идет дождь. Прежде всего надо поставить лагерь, палатки, костровой тент, разгрузить вещи. Запасти дров для костра. Т.е. обеспечить условия, чтобы ваша сухая одежда тут же не стала опять мокрой. А когда уже стоит лагерь, на костре кипит и булькает, можно и переодеться. Не рекомендую также преодеваться после каждого переворота или дождя, намочившего вас. Постоянно переодеваясь вы рискуете намочить всю вашу одежду, сколько бы у вае ее ни было. И по приходу на стоянку вам уже не во что будет переодеться. И спать будет не в чем. При перевороте можно просто отжать нижнюю шерстяную одежду. Сверху ведь непродуваемая одежда, тепло держится. Скорей за весла, греться.

Одежда для сна - штаны, свитер, шерстяные носки - не принципиально, главное чтобы комфортно и удобно.

Остальное снаряжение:
Спальник - на температуру до +10,
Коврик пенополиэтиленовый,
Палатка - обязательно двухслойная, с непромокаемым тентом.
Фонарик - в августе, в июле можно не брать, ночи почти белые.
КЛМН - кружка, ложка, миска, нож.
Более подробно об одежде и пр.
5. Снаряжение

- постараюсь сделать подробный обзор применяемого снаряжения, выбирать вам.

Спальник.
В продаже множество самых разных. Если вы покупаете спальник именно для летнего водного похода - задача тривиальная. Берите недорогой, трехслойный синтепоновый. В палатке, одежде и таком спальнике даже в непогоду не замерзнете, это не горы и не зима. Пуховый, холоуфайберовый - значительно дороже. Пуховый вообще не годится - высушить практически не возможно.

Коврик пенополиэтиленовый.
Их тоже продается много, но не перепутайте с пляжным. Лучше всего ижевские - двух - трехслойные. Слои у них разноцветные.

Палатка.
На прокат мы даем двух - четырехместные каркасные. С тамбуром. Сейчас они очень популярны. Хотя недостатков множество: каркасы ломаются, молнии на входах тоже, вес достаточно большой. Ставить их одному достаточно сложно, под дождем внутренняя палатка намокает, пока прилаживашь тент и т.д. Но народ любит все модное и красивое. Для водного похода по Карелии вполне подходят. Не подходят автоматически ставящиеся палатки. В сложенном состоянии они достаточно громоздки, в байдарку не помещаются, разве что на катамаран или рафт.
Лично я беру по старинке обычный капроновый "домик". Вход - тубус на веревочке. Очень удобно. Ломаться не чему. Между деревьями натагивается веревка на высоте метра полтора. К ней за конек привязывается палатка. Палатка растягивается на колышках. Сверху на веревку накидывается тент, тоже растягивается. В дождь порядок обратный: сначала натягивается тент, потом уже под тентом растягивается палатка.

Сворачивание лагеря - в обратном порядке. Сворачивается палатка, под тентом переодеваемся в сплавное, все вещи упаковываем по гермомешкам, можно даже все загрузить в байдарку, потом снимаем тент, загруженную байдарку четырем мужикам можно отнести прямо на воду.
Единственный недостаток - нужно два дерева, но с этим в Карелии - полный порядок.

Гермомешки - непременное условие комфорта и сухости в походе.
Гермомешки для упаковки вещей изготавливаются из водонепроницаемой ткани. Обычно это разные синтетические ткани с одно- или двухсторонним покрытием из полиуретана или ПВХ(поливинилхлорида). Толщина и прочность очень разные. Мы стараемя приобретать и даем в поход наиболее прочные. Народ не всегда бережно относится к мешкам и они легко рвутся. Хорошо, если материал хорошо клеится обычным клеем для ПВХ. Ремонт в походе сильно облегчится. Хорошо клеится резина, но гермомешки из прорезиненной ткани сейчас редкость, в изготовлении трудоемки, и прочность не очень. Если будете покупать гермомешки, выясните у продавца, каким клеем они клеятся.

Для застегивания мешка к краю его пришивается жесткая стропа или пластина. Горловина мешка складывается , закручивается вокруг этого жесткого края на 3-4 оборота и концы застегиваются фастексом. От тщательности выполнения этой процедуры зависит попадет ли в мешок вода или нет. Надо заметить, что абсолютной геметичности эта застежка не дает. Если мешок будет полчаса болтаться под водой, вода в мешок проникнет. Но плавание по поверхности ему не страшны. Поэтому внимательно следите за своими гермами, не допускайте долгого лежания мешка в луже застежкой вниз. Если даже брызги от весла стекают на мешок, следите, чтобы вода стекала с мешка , а не стояла лужей на застежке. Иначе она может протечь внутрь.

6.Безопасность в походе.

Безопасность моно разделить на безопасность на стоянке и на воде.
Сначала о стоянках.

Можно заблудиться. Хотя Карелия и не Сибирь, но пару дней проблуждать можно даже на юге Карелии в районе Шуи, пока не выйдешь к людям. А уж на Севере и подавно. Если вы не имеете опыта походов по лесу, не очень хорошо ориентируетесь в незнакомом лесу - не отходите далеко от лагеря, постоянно оглядывайтесь, запоминайте обратную дорогу, ориентиры. Не надейтесь на солнце и шум реки, порога. На ветру лес иногда шумит очень похоже на шум порога. Это может сбить с толку.

Еще одна опасность это змеи, клещи и другие дикие животные. Обычно вся дичь от шума туристов разбегается, но иногда можно встретиться даже с медведем. Рекомендация одна - осторожность. Смотрите под ноги, по сторонам, не ходите далеко в одиночку.

Еще одна опасность - костер. Как и дома на кухне. Кипяток, огонь - потенциальные опасности. Опять же - осторожность. Не бегайте и не играйте около костра. Лучше подальше. Вроде - элементарно,но самое востребованное в патечке - маль от ожогов, и не только от солнечных. А после ухода со стоянки - на месте костра должна остаться лужа. В любую погоду. Дождь может закончиться, подняться ветер, а под песком или камнями - сгнившие корни деревьев, по которым как по фитилю, огонь может добраться до леса. В результате - пожар. Так что лучше перестраховаться.

Теперь о воде.

Все, что касается прохождения порогов, организации страховки - забота инструктора. Ваша обязанность - дисциплина. Раз инструктор сказал, надо делать. Спасжилет, каска, одежда - все должно быть одето, застегнуто, подогнано по фигуре. Не надо этим пренебрегать. Даже на простых участках и озерах. Во время движения на плесах - двигаться в том порядке, какой определил инструктор. Не обгонять впереди идущий экипаж. Главное - не оторваться от отстающих. Поэтому постоянно оглядывайтесь назад. Сзади идущий экипаж должен быть в пределах видимости и голосовой связи. Если вы оторвались - притормозите, подождите идущих сзади. Если это на течении - можно даже пристать к берегу. Если впереди слышен шум порога - ждите инструктора, самим категорически нельзя проходить порог.
Чтобы успешно и красиво проходить пороги - нужно тренироваться, чем болше, тем лучше. Об этом - отдельный разговор.

7.Отношение к природе и экология.
От человека природе один вред. От туриста - вдвойне. Привозят в лес много чего, а вот увозят значительно меньше. Много чего остается в лесу: Бытовой мусор. Если раньше, лет 20 назад это были банки из под тушенки и стеклянные бутылки, то теперь ассортимент значительно расширился. Много разовой пластиковой упаковки, которая практически не гниет, в лесу может лежать вечно. Сжигать из закапывать - тоже не выход. При сжигании почти все пластики выделяют диоксины, которые накапливаются в почве, растениях, грибах и ягодах. При попадании в организм человека не выводятся, накапливаясь вызывают рак. Закапывать тоже не плохо. Такими темпами скоро на популярных маршрутах не останется места , чтобы ямку выкопать. Наилучший выход - увезти с собой. Привезти же смогли? Зничит и увезти тоже не проблема. Даже значительно легче.

Вторая проблема - физиологическая нужда. Мы призываем всех сооружать импровизированные туалеты: ямка и две жерди в каком-нибудь укромном месте. М и Ж - соответственно в разные стороны от стоянки. Лучше уж в одном месте иметь туалет, чем под каждым кустом, а то и посреди тропинки. Это не пластик, к следующему сезону снгиет.

Про отношение к природе. Основной принцип - оставить стоянку после себя в таком виде, в каком она была до того. Даже лучше. Кострище - на старом месте, не надо лишних "черных пятен". Деревья и прочую флору и фауну берегите. Они беззащитны перед нами. Щипать от здоровенной сосны просмоленные щепки для растопки костра - варварство. Есть же много других методов. Рубить зеленые деревья, особенно ель и сосну - еще и совершенно бесполезно. Мокрые они не горят, сидеть на них тоже не очень, все в смоле будете. Ищите сушину. Не смотрите на ветки, легко ошибиться. Даже если вроде не сосне все ветки сухие, они может быть живая. Попробуйте кору. Если рукой можно отодрать с дерева кору, то она точно сухая, иначе лучше поискать другую.