Лето в Карелии

Река Куржма



1. Общая характеристика
2. Заброска-выброска
3. Краткая лоция
4. Техническое описание маршрута

1. Общая характеристика.

Небольшая река в северной Карелии. Вытекает из оз.Куржма рядом с финской границей на высоте 208.3 м над уровнем моря и впадает в озеро Ридалакши, соединяющееся с оз.Верхнее Куйто, 102.7 м. над уровнем моря. Протяженность - всего ---- км., но для сплава доступна после инженерных сооружений границы (колючка) из под которой река вытекает порогом "Погранец"- около 23 км.(147.6 м. над уровнем моря). Перепад уровня - около 45 метров. Т.е. падение - 2.5 м/км. (до 4-го моста - 18 км.) Расход воды в истоке весной - 15-20 кубов, летом - не более 8-10. Нормально сплава на реке - 2 дня, поэтому маршрут можно рекомендовать как тренировочный на надувных судах или полиэтиленовых каяках.

2. Заброска-выброска.

3. Лоция - уровень воды - выше среднего.

Протяженность маршрута - около 18 км. до 4- го моста. Расход воды 8-10 кубов.

время от начала время от пред. Препятствие Описание
0-00 0-00 порог "Погранец" Шивера прямо от моста колючки.
0-05 0-05 Разбой "Злобный" Разлив на множество проток между островами.
0-15 0-10 озеро Паюлампи Небольшое озеро в низких берегах.
0-25 0-10 Выход из озера" Проход вдоль правого берега, левее кажущийся выходом в дальнем заболоченном конце озера - впадающий ручеек.
0-30 0-05 Низкий деревянный мост Непроход, обнос по ПБ - 20 мин.
2-00 1-10 мост, под мостом - порожек Проход в левый пролет, далее по струе левее островка.
2-10 0-10 порожек-шивера Сужение русла, мелко, много камней.
2-40 0-30 порожек-шивера Короткий порожек, проход сходу.
2-45 0-5 входные шиверы "Дубнинского каскада" Можно без просмотра, левый поворот, затем правый, на следующем левом повороте на мысу левого берега надо чалиться для просмотра.
2-50 0-05 порог "Академик", просмотр обязателен. Мощная входная шивера, далее входной слив с бочкой (высота примерно 1 м, заход по центру), затем быстроток с валами в узком скальном желобе, заканчивающийся мощным узким водопадным сливом, высотой примерно 2 м. Под сливом - глубокое безопасное "блюдце" в виде круглой чаши. Течение в чаше очень слабое, что сильно упрощает спасработы в случае оверкиля. Над водопадом на левом берегу есть место для стоянки, но от автодороги идёт тропинка.
4-00 1-10 Порог "Атлас", просмотр обязателен. Почти двойник "Академика": сразу от чаши - шивера, затем входной слив с бочкой (высота примерно 0,4-0,5м, держаться правее), затем короткий скальный желоб и мелкий водоскат по кривой плите с бочкой, высотой примерно 1,5 м. Есть короткий улов для зачаливания. С помощью хитрых манёвров под правым берегом можно водоскат обойти справа и скатиться по отлогой пене под основной бочкой.
5-00 1-00 Выходные шиверы Дубнинского каскада. Река расширяется и глубина катастрофически падает. Для катамаранов местами - проводка. Обнос смысла не имеет. Тропинки на этом участке нет, берег не удобен для обноса.
5-35 0-35 мост первый мост по дороге от Войницы. Перед мостом справа впадает речушка Хауки.
6-00 0-25 Порог "Хирви" Шивера, проход по струе. Образует правый поворот, примерно под прямым углом, на повороте можно зайти в улов у левого берега, откуда хорошо виден следующий прямой участок.
6-30 0-30 порог "Колива" Локальный порог. Вдоль правого берега проходит дорога - можно закончить маршрут. Падение примерно 1,8 метра. Первые 0,9м падают в косых бочках слева и ровном чистом пологом сливе справа(где и нужно идти). Далее небольшая бочка и мелкий грязный слив с плиты через всю реку - чуть меньше метра. Прохождение по вкусу - слева и по центру гладко, но мелко, справа чуть глубже, но торчат камни. После порога - мелкая выходная шивера, и после короткого плёса - намёк на перекат
7-00 0-30 Небольшая шиверка Проход сходу по основной струе.
8-00 1-00 мост Мост автодороги Калевала - Войница. Конец маршрута.

4. Техническое описание маршрута

Дорога от Войницы в сторону границы - сразу же за деревенским кафе налево. До «системы» 15 км по хорошей дороге. Дорога идет вдоль реки, переходя несколько раз с берега на берег. Куржма вытекает из-за пограничных заграждений в 200-ах метрах правее КПП порогом Погранец. Но следует иметь ввиду, что пограничники часто препятствуют движению по рокаде. Это досадное недоразумение можно миновать, срезав угол лесной дорожкой. Она начинается от дорожного указателя «восклицательный знак». Дорожка выведет вас непосредственно к мосту над пор. Погранец. Порог мелкий, русло сильно замусорено камнями. Поэтому сплав рекомендуем начинать, не доезжая «системы» 1,5 км. Здесь вправо отходит лесовозный ус. Река протекает в 400 м от главной дороги. Мост низкий, непроходим для байдарок.

Маршрут по Куржме мостами делим на участки.

Начальный участок(1.5 км.) – от моста Погранец до низкого моста 1 – длина 2 км. Река узкая, русло заросло осокой, на пути озеро с белыми лилиями и лебедями.

Участок №1(4 км.) - от низкого моста 1 до деревянного моста 2 - равнинный, протяженностью 6 км. Река сильно петляет. Довольно мелко. Под мостом 2 - шивера. Река узкая, возможны завалы.

Участок №2(4.5 км.) - от моста 2 до моста 3 - сплошь пороги. Пороги в порядке очередности: Мал. и Бол. Шкуродёр, Чайный. Это довольно мелкие пороги различной длины с нормальным входом и замусоренным камнями выходом. В русле тоже достаточно беспорядочных камней. В межень пороги приходится преодолевать способом, который мы назвали «самокат», т.е. в байдарке остается рулевой, и он постоянно отталкивается одной ногой. Следующим на участке идет пор. Водопадный (Дубнинский каскад). Длина 2 км. На 1-ом километре один за другим идут 3 водопада высотой 1 м, 2 м и 1,5 м. Ущелье с обрывистыми скальными берегами очень красиво. После 3-его водопада продолжается довольно беспорядочный быстроток до моста №3. Перед мостом локальное препятствие, которое мы выделили особо. Это короткий узкий пор. Мрачный. Он начинается водопадиком высотой в 1 м, но слив чистый. Далее камни в беспорядке, которые все-таки проходимы. Финал через 50 м: тракторный брод длиной 5 м и непроходимый каменный забор, далее омут. Если на броде сумеешь зачалиться, то хорошо! В Интернете весь участок от 1-ого водопада до моста объединяют в единый каскад. Участок перед Мрачным надо обязательно просматривать, потому что река узкая и возможны на быстротоке упавшие деревья. Каскад Водопадный можно обнести целиком. От 1-ого водопада надо подняться на крутой левый берег. Отсюда идет хорошо натоптанная тропа к дороге 400 м. Далее надо идти по дороге. Всего обнос до моста 3 составит 1 км. Мост недавно построили новый железобетонный. Старый деревянный на очень высоких опорах разобрали. Благодаря своей высоте, он был своеобразной достопримечательностью.

Участок №3(14 км.) - от моста 3 до дер. Войница - представляет собой типично карельскую реку: между порогами тихое течение! На этом пути встретятся пор. Хирви и пор. Колива, а также мост 4, под которым несложная шивера. Пор. Хирви короткий, метров 50, но с поворотом на 90 градусов. Выход, как обычно, замусорен каменной грядой. Самый красивый пор. Колива, вернее, его начало. Автодорога здесь идет непосредственно по берегу, прекрасный обзор. Река стекает последовательно с 2-х плит в мощную бочку. Плиты негладкие, но с косыми валами, которые гасят скорость. Поэтому бочку брать сложно. Рекомендуем у правого берега. Многое значит уровень воды. Обнос по гладким плитам левого берега. После слива с плиты еще 150 м надо пробираться по неявно выраженному судовому ходу меж камней. Вскоре после моста 4 река тихо впадает в оз. Верх. Куйто, образуя общую дельту с р. Войница. Нужно проявить бдительность, чтобы не заплутать в травянистых зарослях и выйти на прямую водную дорогу к дер. Войница.