Лето в Карелии

Река Кепа



1. Общая характеристика
2. Заброска-выброска
3. Примерный график движения
4. Техническое описание маршрута
5. Краткая лоция

1. Общая характеристика.

Кепа - река Северной Карелии, Калевальский район, берет своё начало из озера Талвиярви на высоте 188 м, и впадает в Кемь на высоте 87м. Длина реки от истока до впадения в Кемь - 154 км. Площадь водосбора достаточно большая, поэтому даже в сухое лето воды в реке достаточно.Средний уклон Кепы до устья р. Шонга - 0,45 м/км, ниже - 0,15 м/км, причем практически все падение нижнего участка приходится на порог Юма. Средний летний расход воды составляет от 8 куб. м на выходе из Лимсозера до 13,5 куб. м перед впадением Шонги и около 19 куб.м/сек в низовьях. Ширина реки от 20 до 40 м.

На всем протяжении река имеет заметное течение, не характерное для карельских рек, поэтому проходится достаточно быстро. Пороги - шиверистого типа, много камней. Но осмотр желателен всех препятствий, течение быстрое, часто встречаются упавшие деревья. Единственный порог, заслуживающий внимания опытных водников - трехступенчатый порог Юма. Ранее - 12-метровый водопад. Во времена лесоспалва представлял помеху сплаву леса, поэтому был взорван. Предпочтительное средство спава - надувные байдарки.

2.Заброска - выброска.

Заброска на Кепу - по автодороге Кемь - Калевала (около 140 км.). Дорога трижды пересекает Кепу, соответственно таблички - Кепа 1, Кепа 2, Кепа 3, на карте этого не видно, может поэтому все начинают у первого моста, хотя озеро Лимсозеро довольно живописное и стоит на нем провести денек.
Стапелиться можно и у первого моста, ниже моста - удобная площадка для сворки судов. А можно и проехать за поселок Кепа, справа от дороги - подъезд к красивому песчаному пляжу оз. Лимсозеро. Можно собраться, переночевать, порыбачить и начать поход.

Выброска возможна от дер.Панозеро, километрах в 45 после впадения Кепы в Кемь, или пройти еще километров 10 до Впадения слева реки Шомба. Там можно подойти прямо к той же автодороге Кемь-Калевала. Дорогу постоянно ремонтируют, есть надежда, что через несколько лет доведут до ума.

На Кеми много хороших, красивых мест. Есть и пороги, широкие и мощные, при просмотре проходятся без пролбем. Но плесы широченные и при встречном ветре грести мало приятного.

Удобных подъездов к реке на всем протяжении нет, поэтому аварийные сходы затруднены. Обозначенные на картах дороги проезжие, хотя не всякая машина там пройдет. Местные рыбаки ездят, но автобус точно не проедет.

3.Примерный график движения.

ДеньНачальный и ко­не­чный пункты переходаВремя пере­хода Км.Ориентиры, участки перехода
1

   Лимсозеро 0 0    стапель
2  оз.Лимсозеро - трасса 4 ч20   
3  трасса - устье р.Перменд - изба 5 ч17   
4   устье р.Перменд - устье р.Шонга 6 ч24   
5   устье р.Шонга - пор.Юма 5 ч22   
6   пор.Юма - р.Кемь 4 ч17   
7,8   р.Кемь 8 ч45   антистапель


4.Краткое описание маршрута

Маршрут от Лимсозера в 300 м. от дороги город Кемь - поселок Калевала километрах в 5 за поселком Кепа (140 км от станции Кемь на автомашине). Идя по Лимсозеру надо держаться южного берега, через 3 км, миновав узость, перейти под северный. Еще через 2 км свернуть налево в протоку, ведущую в небольшое озеро Хаута-Ламбина. В истоке Кепы находится плотина, требующая осмотра, ниже - самый сложный на маршруте порог Ряжевый (КС - IV). Длина его около 600 м. В начале метровый слив, дальше бурное течение, отдельные ступеньки, сложный судовой ход. Затем по реке встретится старый деревянный мост, перекат и мост автодороги Кемь-Калевала с табличкой "Кепа-1" Далее на всем протяжении Кепы (около 80 км) хороших мест для стоянок не много, но для небольшой группы место для стоянки можно найти в любом месте за исключением нескольних заболоченный участков. Скорость течения до 5 км/час. У берегов упавшие в воду деревья, опасные при такой скорости. Примерно в 10 км от моста 1-й порог на маршруте. Далее они повторяются в через 2-5 км., т.е. все пороги Кепы, кроме последнего, сосредоточены на участке примерно 30 км. Кепские пороги отличаются многоводностью, стремительным течением. Большинство порогов имеют заметный на глаз уклон и стоячие волны. Из-за малой протяженности порогов (до 150 м) и небольшого числа сложных участков в каждом из них сигнальщики здесь не нужны. Пороги лучше проходить "кильватерным строем": одна байдарка следует точно за другой, с интервалом 20-25 м. При аварии мощное течение немедленно вынесет судно и держащихся за него гребцов на спокойное место, где им тут же окажут помощь идущие сзади экипажи. Остановиться на кепских порогах практически невозможно. Наиболее яркое впечатление на Кепе оставляет 14-й порог, Большой Юма, находящийся примерно в 60 км от начала маршрута. Он крайне опасен и очень труднопроходим из-за мощных водосливов в средней и нижней частях. Следует принять все меры, чтобы не допустить затягивания байдарки в порог. О приближении к нему предупреждает шум, слышный за полкилометра. По обе стороны порога огромные скальные выходы, отшлифованные вешними водами, солнцем и ветром. Общая длина порога около 150 м, разность уровней между верхним и нижним бьефами примерно 12 м. Правее основного русла имеются 2 малых рукава, также непроходимых для байдарок. Если левый, мелкий, рукав впадает в основной поток где-то в его середине, то правый, малый, рукав впадает непосредственно в нижний омут, точнее в узкий его залив, отделенный от основного русла каменной грядой. К заливу и ведет короткая волоковая тропа (не более 100 м) в обнос Юмы. Здесь хорошо организовать дневку. Оставшийся участок реки до ее впадения в Кемь не представляет особого интереса, если не считать попутной рыбалки.

5.Краткая лоция
За основу взята лоция с сайта рязанских водников Таганок. Там обозначены 3 завала, но ориентировться на это нельзя. Какой-то весной может смыть, другой добавить. Но пороги, однозначно, никуда не денутся. Река очень сильно петляет (особенно в начале), поэтому километраж приблизительный (по карте, времени и т.п.). Если кто-нибудь померяет с помощью навигатора и пришлет - будем очень благодарны. Лоция - от моста "Кепа 1" трассы Кемь-Калевала, от стоянки на Лимсозере до моста - километров 20. Километра за полтора до трассы на Кепе есть очень интересный порог - Ряжевый.

Объект км. Описание GPS
1 Стапель км. Насыпь старого моста через реку Кепа. Рядом с новым N65 09.514 E32 14.654
2 Завал км. Завал, как завал, ничего примечательного N65 08.476 E32 16.971
3 П. №1 4 км. Шивера, сходу по струе N65 05.727 E32 18.954
4 П. №2 11 км. Шивера, сходу по струе N65 05.217 E32 19.564
5 П. №3 13 км. Шивера, сходу по струе N65 05.007 E32 20.028
6 Приток слева 15 км. Слева впадает ручей Перменд. N65 04,611 E32 21,799
7 П. №4 16 км. Шивера, сходу по струе N65 04.023 E32 21.785
8 П. №5 16,5 км. Шивера, сходу по струе N65 04.042 E32 21.564
9 Стоянка 17 км. Изба на ПБ, есть стоянка, устье ручья Явгес N65 04.059 E32 21.295
10 П. №6 17,5 км. Шивера, сходу по струе N65 03.917 E32 21.003
11 П. №7 29 км. Шивера, сходу по струе. Есть отличная стоянка на мысу ЛБ в конце препятствия. Стоянка с избой на высоком ПБ. N65 01.769 E32 22.080
12 П. №8 30 км. Шивера, сходу по струе. N65 01.436 E32 22.145
13 П. №9 35 км. Шивера, сходу по струе N65 00.871 E32 20.227
14 П. №10 35,5км. Шивера, сходу по струе N65 00.803 E32 19.922
15 П. №11 37 км. Завал N65 00.305 E32 17.611
16 П. №12 39 км. Завал N65 00.591 E32 15.437
17 П. №13 40 км. Шивера, сходу по струе N65 00.956 E32 13.971
18 Приток справа 41 км. Слева впадает речка Шонга. N65 00,552 E32 11,759
19 П. №14 48 км. Завал №4 N64 59.951 E32 12.265
20 П. №15 63 км.

Порог Юма. 4 к.с. катамаранны, 5+ - байдарки (конечно, не каркасные).

Начинается на правом повороте реки после достаточно длинного прогонного участка. Чувствуется подпор воды. Чалки на обоих берегах выше и ниже порога. Тропа осмотра лучше по ЛБ. Есть удобные стоянки на обоих берегах. Тропа обноса удобнее по ЛБ. К стоянке ПБ подходит дорога. Могут приехать рыбаки. Есть сотовая связь МТС.

Протяженность препятствия около 100 метров, перепад высот 12 метров.

N64 54.191 E32 15.153

21 Впадение в Кемь 80 км. оз.Кулянъярви - это уже Кемь, великая и могучая. N65 04,611 E32 21,799