Река Кепа
1. Общая характеристика
2. Заброска-выброска
3. Примерный график движения
4. Техническое описание маршрута
5. Краткая лоция
Кепа - река Северной Карелии, Калевальский район, берет своё начало из озера Талвиярви на высоте 188 м, и впадает в Кемь на высоте 87м. Длина реки от истока до впадения в Кемь - 154 км. Площадь водосбора достаточно большая, поэтому даже в сухое лето воды в реке достаточно.Средний уклон Кепы до устья р. Шонга - 0,45 м/км, ниже - 0,15 м/км, причем практически все падение нижнего участка приходится на порог Юма. Средний летний расход воды составляет от 8 куб. м на выходе из Лимсозера до 13,5 куб. м перед впадением Шонги и около 19 куб.м/сек в низовьях. Ширина реки от 20 до 40 м.
На всем протяжении река имеет заметное течение, не характерное для карельских рек, поэтому проходится достаточно быстро. Пороги - шиверистого типа, много камней. Но осмотр желателен всех препятствий, течение быстрое, часто встречаются упавшие деревья. Единственный порог, заслуживающий внимания опытных водников - трехступенчатый порог Юма. Ранее - 12-метровый водопад. Во времена лесоспалва представлял помеху сплаву леса, поэтому был взорван. Предпочтительное средство спава - надувные байдарки.
Заброска на Кепу - по автодороге Кемь - Калевала (около 140 км.). Дорога трижды пересекает Кепу, соответственно таблички - Кепа 1, Кепа 2, Кепа 3, на карте этого не видно, может поэтому все начинают у первого моста, хотя озеро Лимсозеро довольно живописное и стоит на нем провести денек.
Стапелиться можно и у первого моста, ниже моста - удобная площадка для сворки судов. А можно и проехать за поселок Кепа, справа от дороги - подъезд к красивому песчаному пляжу оз. Лимсозеро. Можно собраться, переночевать, порыбачить и начать поход.
Выброска возможна от дер.Панозеро, километрах в 45 после впадения Кепы в Кемь, или пройти еще километров 10 до Впадения слева реки Шомба. Там можно подойти прямо к той же автодороге Кемь-Калевала. Дорогу постоянно ремонтируют, есть надежда, что через несколько лет доведут до ума.
На Кеми много хороших, красивых мест. Есть и пороги, широкие и мощные, при просмотре проходятся без пролбем. Но плесы широченные и при встречном ветре грести мало приятного.
Удобных подъездов к реке на всем протяжении нет, поэтому аварийные сходы затруднены. Обозначенные на картах дороги проезжие, хотя не всякая машина там пройдет. Местные рыбаки ездят, но автобус точно не проедет.
День | Начальный и конечный пункты перехода | Время перехода | Км. | Ориентиры, участки перехода |
1 | Лимсозеро | 0 | 0 | стапель |
2 | оз.Лимсозеро - трасса | 4 ч | 20 | |
3 | трасса - устье р.Перменд - изба | 5 ч | 17 | |
4 | устье р.Перменд - устье р.Шонга | 6 ч | 24 | |
5 | устье р.Шонга - пор.Юма | 5 ч | 22 | |
6 | пор.Юма - р.Кемь | 4 ч | 17 | |
7,8 | р.Кемь | 8 ч | 45 | антистапель |
Маршрут от Лимсозера в 300 м. от дороги город Кемь - поселок Калевала километрах в 5 за поселком Кепа (140 км от станции Кемь на автомашине). Идя по Лимсозеру надо держаться южного берега, через 3 км, миновав узость, перейти под северный. Еще через 2 км свернуть налево в протоку, ведущую в небольшое озеро Хаута-Ламбина. В истоке Кепы находится плотина, требующая осмотра, ниже - самый сложный на маршруте порог Ряжевый (КС - IV). Длина его около 600 м. В начале метровый слив, дальше бурное течение, отдельные ступеньки, сложный судовой ход. Затем по реке встретится старый деревянный мост, перекат и мост автодороги Кемь-Калевала с табличкой "Кепа-1" Далее на всем протяжении Кепы (около 80 км) хороших мест для стоянок не много, но для небольшой группы место для стоянки можно найти в любом месте за исключением нескольних заболоченный участков. Скорость течения до 5 км/час. У берегов упавшие в воду деревья, опасные при такой скорости. Примерно в 10 км от моста 1-й порог на маршруте. Далее они повторяются в через 2-5 км., т.е. все пороги Кепы, кроме последнего, сосредоточены на участке примерно 30 км. Кепские пороги отличаются многоводностью, стремительным течением. Большинство порогов имеют заметный на глаз уклон и стоячие волны. Из-за малой протяженности порогов (до 150 м) и небольшого числа сложных участков в каждом из них сигнальщики здесь не нужны. Пороги лучше проходить "кильватерным строем": одна байдарка следует точно за другой, с интервалом 20-25 м. При аварии мощное течение немедленно вынесет судно и держащихся за него гребцов на спокойное место, где им тут же окажут помощь идущие сзади экипажи. Остановиться на кепских порогах практически невозможно. Наиболее яркое впечатление на Кепе оставляет 14-й порог, Большой Юма, находящийся примерно в 60 км от начала маршрута. Он крайне опасен и очень труднопроходим из-за мощных водосливов в средней и нижней частях. Следует принять все меры, чтобы не допустить затягивания байдарки в порог. О приближении к нему предупреждает шум, слышный за полкилометра. По обе стороны порога огромные скальные выходы, отшлифованные вешними водами, солнцем и ветром. Общая длина порога около 150 м, разность уровней между верхним и нижним бьефами примерно 12 м. Правее основного русла имеются 2 малых рукава, также непроходимых для байдарок. Если левый, мелкий, рукав впадает в основной поток где-то в его середине, то правый, малый, рукав впадает непосредственно в нижний омут, точнее в узкий его залив, отделенный от основного русла каменной грядой. К заливу и ведет короткая волоковая тропа (не более 100 м) в обнос Юмы. Здесь хорошо организовать дневку. Оставшийся участок реки до ее впадения в Кемь не представляет особого интереса, если не считать попутной рыбалки.
5.Краткая лоция
За основу взята лоция с сайта рязанских водников Таганок. Там обозначены 3 завала, но ориентировться на это нельзя. Какой-то весной может смыть, другой добавить. Но пороги, однозначно, никуда не денутся. Река очень сильно петляет (особенно в начале), поэтому километраж приблизительный (по карте, времени и т.п.). Если кто-нибудь померяет с помощью навигатора и пришлет - будем очень благодарны.
Лоция - от моста "Кепа 1" трассы Кемь-Калевала, от стоянки на Лимсозере до моста - километров 20. Километра за полтора до трассы на Кепе есть очень интересный порог - Ряжевый.
№ | Объект | км. | Описание | GPS |
1 | Стапель | км. | Насыпь старого моста через реку Кепа. Рядом с новым | N65 09.514 E32 14.654 |
2 | Завал | км. | Завал, как завал, ничего примечательного | N65 08.476 E32 16.971 |
3 | П. №1 | 4 км. | Шивера, сходу по струе | N65 05.727 E32 18.954 |
4 | П. №2 | 11 км. | Шивера, сходу по струе | N65 05.217 E32 19.564 |
5 | П. №3 | 13 км. | Шивера, сходу по струе | N65 05.007 E32 20.028 |
6 | Приток слева | 15 км. | Слева впадает ручей Перменд. | N65 04,611 E32 21,799 |
7 | П. №4 | 16 км. | Шивера, сходу по струе | N65 04.023 E32 21.785 |
8 | П. №5 | 16,5 км. | Шивера, сходу по струе | N65 04.042 E32 21.564 |
9 | Стоянка | 17 км. | Изба на ПБ, есть стоянка, устье ручья Явгес | N65 04.059 E32 21.295 |
10 | П. №6 | 17,5 км. | Шивера, сходу по струе | N65 03.917 E32 21.003 |
11 | П. №7 | 29 км. | Шивера, сходу по струе. Есть отличная стоянка на мысу ЛБ в конце препятствия. Стоянка с избой на высоком ПБ. | N65 01.769 E32 22.080 |
12 | П. №8 | 30 км. | Шивера, сходу по струе. | N65 01.436 E32 22.145 |
13 | П. №9 | 35 км. | Шивера, сходу по струе | N65 00.871 E32 20.227 |
14 | П. №10 | 35,5км. | Шивера, сходу по струе | N65 00.803 E32 19.922 |
15 | П. №11 | 37 км. | Завал | N65 00.305 E32 17.611 |
16 | П. №12 | 39 км. | Завал | N65 00.591 E32 15.437 |
17 | П. №13 | 40 км. | Шивера, сходу по струе | N65 00.956 E32 13.971 |
18 | Приток справа | 41 км. | Слева впадает речка Шонга. | N65 00,552 E32 11,759 |
19 | П. №14 | 48 км. | Завал №4 | N64 59.951 E32 12.265 |
20 | П. №15 | 63 км. |
Порог Юма. 4 к.с. катамаранны, 5+ - байдарки (конечно, не каркасные). Начинается на правом повороте реки после достаточно длинного прогонного участка. Чувствуется подпор воды. Чалки на обоих берегах выше и ниже порога. Тропа осмотра лучше по ЛБ. Есть удобные стоянки на обоих берегах. Тропа обноса удобнее по ЛБ. К стоянке ПБ подходит дорога. Могут приехать рыбаки. Есть сотовая связь МТС. Протяженность препятствия около 100 метров, перепад высот 12 метров. |
N64 54.191 E32 15.153 |
21 | Впадение в Кемь | 80 км. | оз.Кулянъярви - это уже Кемь, великая и могучая. | N65 04,611 E32 21,799 |