Лето в Карелии

Лоция реки Тунгуда


Бохта — такое название носит небольшой участок реки а верховьях реки Тунгуды. Река течет в низких болтистых берегах, сильно петляет, стоянок нет.

Для сплава интереса не представляет, разве что рыбалка и морошка на болотах. Или просто удлинить поход. Для похода по Тунгуде лучше забрасываться на оз.Тунгудское по той же дороге, что и на Пертозеро, но дальше. Дорога там, правда, не очень, лучше брать УАЗик, Газель может и не проехать. Самый лучший вариант - на оз. Машозеро, с мурманской трассы поворот напротив Летнереченского.Порогов теряется не много, но заброска проще и в обход петляющей среди болот Бохты.

До середины восьмидесятых на Тунгуде был молевой сплав леса, тогда вода держалась плотинами, даже в конце лета можно было смело идти в поход. Если прорваться впереди леса, то все пороги можно было проходить по большой воде. Сейчас плотины разрушены и с середины лета воды, как правило, маловато.

Хронометраж маршрута:

участок пути протяженность, км ходовое время
пос. Пертозеро - оз. Шурозеро 20 6
оз. Шурозеро - оз. Келеварака 22 6,3
оз. Келеварака - оз. Косьмюзозеро 19 5
оз. Косьмюзьозеро - оз Машезеро 20 4,3
оз.Машезеро - пор. Корбо-Кошки 15 4,5
пор. Корбо-Кошки - пор. Торсовый 19 7
пор. Торсовый - пор. Падун 22 7,5
пор. Падун - ст. Идель 26 8,5

Техническое описание маршрута:

Оз.Пертозеро - оз.Шурозеро

До озера Кодьярви река сильно петляет, могут быть завалы. Обед на разрушенном мосту, который приходится обносить. Дальше – сплошные болота до Шурозера, ни малейшего местечка для стоянки. В пути можно половить на дорожку щуку или окуня, поискать на болотах марошку.
Стоянка на правом берегу Шурозера. На озере хорошая рыбалка.

Оз.Шурозеро - оз.Келеварака

В конце Шурозера слева обогнули остров. Здесь река расширяется до 30 метров и течение заметно слабеет. Справа впадает 3 притока примерно через каждые 2 километра. Сделали 2 обноса завалов. На 3–ем притоке можно остановиться на обед. Через 20 минут озеро Круглое – прошли вдоль левого берега дальше, проходя по реке пересекли 2 линии электропередач и небольшое озеро. Вышли в озеро Келеварака, прошли вдоль левого берега и встали, не заходя в исток на правом высоком берегу. Рыбалка здесь тоже неплохая.

Оз.Келеварака - оз. Косьмюзозеро

До оз.Тунгудского - полтора часа хода, на озере вполне можно найти приличную стоянку, отличное место для стоянки имеется на восточной стороне косы, разделяющей озера Березовое и Тунгудское (широкий и длинный песчаный пляж; очень живописно).

На выходе из оз. Тунгудское - старая плотина, не представляющая проблемы при прохождении. Отсюда и до озера Косьмюсозеро река петляет, препятствий нет, течение слабое. Примерно в 5км за плотиной есть узкий прокоп слева, позволяющий, перейдя сразу в крошечное озерко Ширча-Лампи, сократить около 2км (пройти по этому прокопу, скорее всего, можно лишь в высокую воду; вход и выход из него, а также само озерко, сильно заросли травой). Посему ,как говорится, "прямо-семь, кругом-четыре", по основному руслу может получиться быстрее. При входе в прокоп на левом берегу реки есть место для стоянки. Дальше до Косьмюзозера 2 длинных мелких переката и мост. Оз. Косьмюсозеро - небольшое (~3км от впадения реки до истока). Стоянка есть в северной заводи озера. Но можно проити и сразу в реку. По правому берегу, в глубоком заливе - дер.Тунгуда, а у истока реки, в восточной части озера - пос.Новое Машозеро (достаточно крупный). На всем озере берега либо низкие и заболоченные, либо заселенные, и хороших мест, пригодных для стоянок, нет.

оз. Косьмюзьозеро - оз Машезеро

Исток реки виден сразу, он чуть южнее сильно выдающегося на запад мыса. В поселке начинается длинный пор.Мельничный, посередине которого - бетонный автомобильный мост, а сразу за ним, частично залитые водой - быки разрушенного деревянного моста. Ниже порога по правому берегу есть место для стоянки. Через 1,5 километра небольшие перекаты. Река расширяется и образует Верхнее и Нижнее Такхолампи. На оз. Нижн. Такхолампи есть хорошее место для стоянки (на левом по ходу движения берегу). Исток реки из оз. Нижн. Такхолампи - с правой стороны от сильно выдающегося на северо-запад мыса. После выхода по левому берегу реки наблюдается прокоп, ведущий в оз.Машозеро (путь он сократить не позволяет, идти в него смысла не имеет). Течение слабое, практически незаметно. Петляя, река широким плесом впадает в оз.Машозеро. Если забрасываться на Машозеро, то поход по Тунгуде начинается с этого места.

оз. Машезеро - оз. Корбоярви

Короткий отрезок пути по оз. Верхн.Машозеро рекомендуется идти правым берегом, чтобы не пропустить залив, из которого вытекает река. На выдающемся мысу правого берега есть хорошее место для стоянки. На выходе из озера - старая плотина, не представляющая проблемы при прохождении. Обычно в отчетах упоминается следующий за плотиной пор. Домашний, однако, при высоком уровне воды он не наблюдался. Вскоре после плотины идут еще два маленьких озера, Верхн. и Нижн.Козеламбина. На выходе из оз. Нижн. Козеламбина - полностью разрушенная плотина, на месте которой образовался короткий несложный порог. Исток реки виден очень плохо из-за густых зарослей травы. За коротким участком плеса следуют пор.Столбовой (не выражен при высоком уровне воды) на крутом правом повороте и пор.Сухой. Ниже порога, по левому берегу - место для стоянки (сильно утоптанное; рядом - изба). Далее река выходит в оз. Нижн.Машозеро, и здесь следует держаться левого берега, чтобы не пропустить исток реки: озеро, расширяясь, уходит вправо, а река - влево, двумя протоками; первая слева из них непроходима из-за завала (узкая, плохо видна в зарослях травы), соответственно, идти следует во вторую. Сразу после слияния этих двух проток идет пор.Лебяжий (опять же, не выражен при высоком уровне воды), ниже него - широкий плес, и далее - пор.Кривой №1 (перед порогом русло растраивается, и проходима лишь крайняя слева протока). Ниже порога - полностью обрушившийся деревянный мост, прохождение которого в низкую воду может быть проблематично. В 1км за мостом, на пологом правом повороте, начинается длинный пор.Корбо-Кошки (ориентир - остатки ряжевых стен слева перед входом). Река здесь разделяется на несколько проток, из которых проходима только самая правая. В этой протоке, на выходе из порога, по левому берегу (т.е., на острове) - отличная стоянка. Стоянка есть и по правому берегу у основного слива порога. Порог, острова и протоки достаточно живописны. После порога река разливается широким плесом; берега болотистые, мест для стоянок нет. Через ~4км река впадает в небольшое узкое оз. Корбоярви. От плотины, которая раньше была на выходе из этого озера (равно как и от домика сплавщиков), не осталось ничего.

оз. Корбоярви - оз.Выгозеро (ББК)

Вскоре после плотины идет пор.Тимонин, ниже его - хорошее место для стоянки на левом берегу. Далее следует цепочка порогов, чередующихся плесами: пор.Черный (существенное сужение русла) => пор.Стоостровной (множество островков в русле, протоки между которыми образуют подобие лабиринта) => пор.Медвежий (ориентир - резкое сужение русла в еще целых ряжевых стенках) => пор.Широкий (при высоком уровне воды не наблюдался) => пор.Островной (растроение русла, проходима лишь крайняя справа протока) => пор.Торсовый (раздвоение русла, проходима только левая протока). На пор.Торсовый, по правую руку (т.е., на левом берегу крупного острова, разделяющего здесь русло на две протоки), имеется хорошее место для стоянки. Ниже пор.Торсовый идут несколько мелких островков, протоки между которыми образуют подобие лабиринта. Далее, на протяжении ~8км до развилки с Деккалручьем, река петляет в низких болотистых берегах. Течение незаметно; мест, пригодных для стоянок, нет. Перед развилкой - расширение (оз. Луголамбина), в конце которого на правом берегу виден сарай. Деккалручей уходит вправо (мелок и непроходим), а Тунгуда - резко влево, двумя протоками. От развилки с Деккалручьем до воссоединения реки с ним - около 8км. На данном участке имеются три порога, разделенных плесами: пор.Ряжи Арбата, пор.Арбатский и пор.Кривой №2 (ориентир - высокий, обрывистый левый берег с соснами). Все - длинные полноводные шиверы с заметным падением уровня. От ряжевых стенок на данных порогах, о которых говорится в ряде источников, уже ничего не осталось. Места для стоянки есть на пор.Ряжи Арбата (хорошее место по правому берегу в пороге) и пор.Кривой №2 (отличное место на высоком обрывистом левом берегу до начала порога). Пор.Шумный, о котором говорится в некоторых отчетах, не выделяется: вероятно, он сливается с входной шиверой порога Падун. Пор.Падун - самое сложное препятствие на реке, и характерен он внезапностью появления. Основной слив слева - перепад метра 1.5. Справа в большую воду крутой слив, тоже вполне проходимый, в малую воду - скала поперек половины ширины русла. Предыдущие 9 километров - самое интересное место на реке, это практически непрерывная череда шивер и порожков, разделенных небольшими плесами. Здесь имеются места для стоянки (достаточно затоптанные): на правом берегу в середине порога, не доходя до главного слива, и на левом берегу ниже порога, после омута. После главного слива порога в реку впадает Деккалручей. Далее идет несложный пор.Березовый №1, и сразу на ним - бетонный автомобильный мост трассы С.Петербург-Мурманск. Здесь можно закончить поход, если заранее договориться машиной. У моста есть место для стоянки, но - неопрятное и неудобное. После моста река вновь идет в режиме плёс/порог: с небольшими интервалами следуют пор.Березовый №2 (несложная шивера), пор.Банный (остатки ряжевых стен, очень крутой правый поворот в пороге), порог без наименования (русло реки перегораживает сильно разрушенная ряжевая стенка) и пор.Кривой №3 (длинная мощная шивера с несколькими поворотами) - достаточно сложный для прохождения. Хорошие места для стоянки есть на пор.Банный (на правом берегу в пороге) и пор.Кривой №3 (перед порогом по левому берегу, в пороге по левому берегу и после порога на правому берегу).

Затем река широко разливается (до 500м), над ней проходят три линии ЛЭП, по сторонам видны остатки ряжевых стен, а впереди - железнодорожный мост в месте впадения в ББК. От последнего порога на реке до ж/д моста - около 4км.

От ж/д моста через р.Идель до ст.Идель - около 10 мин пешего ходу. Касса ночью не работает, поэтому успеть надо до 18.00.