Лето 2018

Река Колласйоки(Колос)



1. Общая характеристика
2. Заброска-выброска
3. Примерный график движения
4. Техническое описание маршрута
5. Краткая лоция

1. Общая характеристика.

Колласйоки - река северного Приладожья, берет своё начало из небольшого озерца Колласъярви, расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви на высоте 159 м. над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулмозеро - 67 км.

От истока р.Колос типичная равнинная река с уклоном 0.2 - 0.3 м/км, шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км часто пропадает под плавучими островками болотной растительности и, кроме того, проходит через большое количество завалов, бобровых плотин и тому подобных неприятностей.

В среднем течении, после впадения левого притока р.Витсаоя и оз.Раялампи, уклон Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается большое количество шивер, порогов, следующих один за другим. Уклон составляет 3-5 м/км. Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный". Во время паводка расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15 м/сек., уклон до 20 м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.

После каньона река проходит ещё несколько сложных шивер и порогов, в том числе пор.Карманный (3-4 к.сл.), и впадает в Тулмозеро возле пос.Колатсельга.

2.Заброска - выброска.

Район реки достаточно густо населен, имеет довольно густую сеть автодорог, хотя качество дорог оставляет желать лучшего. Дорога через Суоярви на Лоймолу вполне приличная. Заброска от Петрозаводска до моста у оз.Колласъярви - около 155 км. Выброска - от моста у дер.Колатсельга - 140 км. по хорошей асфальтовой дороге Пряжа - Сортавала.

3.Примерный график движения.

ДеньНачальный и ко­не­чный пункты переходаВремя пере­хода Км.Ориентиры, участки перехода
1

   Петрозаводск - Мост -    стапель
2  мост - оз.Йотсенлампи4 ч6   
3   оз.Йотсенлампи-оз.Раялампи 5 ч18   
4   оз.Раялампи - Каньон Водопадный 7 ч19   
5   Каньон Водопадный - каньон Карманный 4 ч17   
6   каньон Карманный - оз.Тулмозеро 2 ч7   


4.Краткое описание маршрута

Колласйоки (Колос).- с сайта turism.lib.ru

На первых километрах от оз.Колосъярви река течет через завалы, бобровые плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева небольшое озеро, затем не отчетливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при входе в разлив курс на остров).

Далее река снова петляет. Встречаются завалы из бревен. Много бобриных хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плесам с завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боев Второй Мировой; окопы, колючая проволока...

Под мостом слабое течение. Затем в течении часа плесы, слабые шиверы и завалы. Стоянка возможна на левом берегу небольшого разлива, где имеется сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.

Ниже по берегам появляются моренные гряды. Слева впадает р.Витсаоя, вдвое увеличивающая водоносность Колоса. Количество и протяженность шивер увеличиваются. Слева п/х показывается озеро Раялампи с высоким правым берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку за ним. Через 20 минут сплава порог Мельничный. По берегам остатки старой мельницы. Перед порогом небольшой слив, плес 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5 м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.

Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20 м по ПБ. Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до 3-5 м/км, начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки. Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.

Далее на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными выступами берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с перепадом высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.

Ниже порога Горн короткие плесы чередуются с перекатами. Через 20 минут сплава порог Лосенок. Начинается характерным сужением русла, в котором короткий слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу, минуя бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки узкоколейки на левом берегу.

Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделенные коротким плесом. После примерно километрового плеса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая вход в каньон Водопадный.

Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.

Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колос. В большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяженность каньона 600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. При большой воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья.

В паводок высота первого и третьего слива состовляет до 3 м; весь каньон может быть пройден опытным экипажем на катамаране или опытным каякером. Предполагаемая категорийность - 5-6.

В среднюю воду возможно прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет элементом 4-5 к.сл. для байдарки.

Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнен буреломом и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина волока около 200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.

Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее три шиверы, разделенные короткими плесами, за ними озеро, на выходе порог Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы). Проход по основной струе.

Далее длинный плес, шивера 200 м, приток справа, шивера 400 м, шивера 50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но меньше камней; правый шире, но мельче. после острова река поворачивает плавно направо. Ниже две шиверы по 60 м, разделенные коротким плесом. Далее на протяжении 1.5 часов сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров), а за ними начало каньона Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная, суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.

После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов, образуя прижим к скале. в прижиме камни и бревна, торчащие поперек реки на три четверти ее ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем паводковом уровне). После поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м, иногда это препятствие отдельно именуют "шивера Парадная". В середине сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким островком. На правом берегу хорошая стоянка.

Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый более пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман", давший название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в карман затянуло две байдарки, причем все ушли под скалу полностью. Внутри скалы в кармане оказался грот, который дал возможность дышать его "посетителям". Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую - только через сутки (!).

От выхода из каньона Карманный до впадения р.Колос в Тулемаярви остается 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В устье - автомобильный мост

5.Краткая лоция

кмвремя от пред-гоОБЪЕКТОПИСАНИЕ
0 0 мост Мост автодороги Суойрви-Сотравала
1.0 0.10 жд мост под мостом две трубы квадратного сечения - 1.9 метра.
1.2 0.05 раздвоение рустаОбе протоки завалены, обнос по ЛБ.
1.7 0.05 ЛЭП за ЛЭП - небольшой разлив типа озерца, в малую воду его нет.
5.7 0.25 оз.Йотсенлампи небольшое озеро с несколькими островками посередине. Держаться ПБ.
8.2 0.10 перекат Перед ними завалы и извилистое русло.
10.7 0.15 р.Петриояпосле переката хорошо различим левый приток.
11.5 0.15 перекат мощный перекат, линия движения просматривается с воды.
6.0 0.25 мостнизкий полуразрушенный мостик.
19.0 0.30 разливнебольшое вытянутое озерцо-разлив.
22.0 0.20 р.Витсаоя на крутом левом повороте - перекат, за ним довольно крупный левый приток.
24.0 0.15 оз.Раялампи.небольшое втянутое озеро, в конце посередине - остров.
25.5 0.10 мост деревянный полуразрушенный мост старой лесовозной дороги, перед ним - порог с 1.5 метровым пологим сливом.
27.0 0.20 порог на входе шивера, потом две ступеньки с 1.5 метровыми сливами.
41.0 1.20 порог с неболшим интервалом два несложных порога с перепадо около 1.5 метра.
43.0 0.20 Каньон Водопадный начинается шиверой. Перед шиверой у ЛБ черно-белый ЖД знак. Разведка обязательна. Обнос по ЛБ.
43.8 0.10 перекат слабый перекат, у ПБ много камней.
45.0 0.20 оз.Борисалампи
49.5 0.20 каньон Карманныйначинается длинная не сложная шиввера, в конце которой на крутом левом повороте - прижим к скале.
62.0 1.30 оз.Оярви
67.0 0.30 оз.Тулмозеро после нескольких километров плеса и небольшого порожка.