Лето в Карелии

4. Техническое описание маршрута
5. Краткая лоция

1. Общая характеристика.

Калга - река Северной Карелии, берет своё начало из крупного озера Энгозера, с довольно большой площадью водосбора, поэтому даже в сухое лето воды в реке достаточно. Длина реки от истока до впадения в Белое море - 59 км. На всем протяжении река имеет заметное течение, не характерное для карельских рек, поэтому проходится достаточно быстро. Пороги - шиверистого типа, много камней, местами на порогах река широко разливается, поэтому пройти ,не посидев на камне, достаточно трудно. Поэтому предпочтительное средство спава - надувные байдарки.

2.Заброска - выброска.

Заброска на Калгу удобнее всего по железной дороге до ст.Энгозеро, но останавляваются там не все поезда. От станции минут 30 пешего хода до берега озера, где можно отстапелиться и начать сплав. Если есть желание удлинить поход, можно заброситья на Энгозеро и с мурманской автодороги или с речки Верхняя Куземка (не путать с Куземой).

Выброска возможна от дер.Калгалакша у впадения Калги в Белое море, но дорога до ст.Энгозеро плохая, извозчики берут достаточно дорого. Если есть время и погода позволяет, можно совершить 70-километровый переход по Белому морю до губы Домашняя, откуда рукой подать до ст.Кузема. Морская рыбалка... прекрасные виды...

Удобных подъездов к реке на всем протяжении нет, поэтому аварийные сходы затруднены. Обозначенные на картах дороги проезжие, хотя не всякая машина там пройдет. Но дойти до приличной дороги можно.

3.Примерный график движения.

ДеньНачальный и ко­не­чный пункты переходаВремя пере­хода Км.Ориентиры, участки перехода

Энгозеро - пор.Шлагбаум (оз.Песчаное) 1-10 7   стапель
2  пор.Шлагбаум - оз.Пиртозеро 4 ч6
3   оз.Пиртозеро - оз.Ниж.Амбарное 5 ч18
4   оз.Ниж.Амбарное - оз.Калгозеро 7 ч19
5   оз.Калгозеро - дер.Калгалакша 4 ч17   антистапель

4.Краткое описание маршрута

В 2 км к югу от посёлка Энгозеро расположен залив - этот залив и есть начало реки Калга. На мысу - отличная стоянка, через 1 км на левом берегу залива - ещё одна .

В заливе сначала приходится двигаться на восток, но за первым мысом необходимо повернуть направо на юго-запад и через километр через мель опять налево. Этот живописный S-образный залив заканчивается простеньким перекатом, через который река впадает в оз. Песчаное. Но перекат лучше просмотреть (осмотр и стоянка по ПБ), прохождение осложняют развалины старого моста.

На озере Песчаном по ЛБ виднеются песчаные пляжи,хорошее место для стоянки. После озера - две шиверы с хорошим уклоном, проходятся без осмотра по струе.И почти сразу - за правым поворотом появляется действующий автомобильный мост, под которым находится порог Утюг (2-3 к. с.) Осмотр - с обоих берегов и с моста, сразу за мостом по обоим берегам не плохие стоянки, но дорога довольно оживленная.

За порогом начинаются живописные разбои (разделение русла на протоки), которые выводят к ж/д мосту. До и под мостом довольно мелко, торчат брёвна, которые легко проходятся на малой скорости. Далее опять разбои, живописное болото, скальные выходы (стоянки) - слева, потом справа. Вся эта красота (около 2 км от ж/д моста) заканчивается скальной стоянкой слева (баня), откуда начинается S-образный порог (3 к. с.), хорошо слышимый издалека. Осмотр по ЛБ.

До Поригозера - 5 не сложных порожков, которые, тем не менее, проходятся без потери бдительности. Река впадает в живописное Поригозеро, где имеются уютные скальные лагуны и стоянка на левом мысу перед истоком реки.

Шиверка на выходе из Поригозера проходится сходу соединяет с длинным озером под названьем Сигламбина (Сосновое), в конце которого справа скальная стоянка и следующий исток с шиверкой. На втором узком безымянном озере стоянок нет, но места для рыбалки не плохие. И опять исток слева, русло раздваивается (идти вправо) и река довольно стремительно вливается в третье озеро - Лемиозеро, которое двухкилометровой протокой соединяется с Пиртозером. Здесь в северо-восточной оконечности озера видна дорога из пос. Калгалакша до ст. Энгозеро. Это первое место, где можно сойти с маршрута. Вблизи дороги места обжиты рыбаками, до истока Калги идти вдоль южного берега озера. Через протоку и очередное озеро с островом на выходе начинается первое серьёзное препятствие - порог Грива (3-4 к. с.) - самый сложный и самый красивый порог на реке (обозначен белой майкой на ПБ). Осмотр и обнос - справа. В конце тропы - стоянка. Прохождение осложняется большой скоростью потока, мелями, разделением русла и множеством камней. В малую воду прохождение, скорее всего, ещё проблематичнее, не сесть на камешек - большая удача.

За порогом при выходе в озеро поворачиваем налево. По берегам много стоянок и если идти по этому озеру на восток вдоль северного берега озера, то можно по заболоченному заливу выйти ко второму месту возможного схода с маршрута - всё той же единственной дороге от пос. Калгалакша до ст. Энгозеро. До выхода из озера надо идти на восток вдоль южного берега озера под низкий мостик заброшенной лесовозной дороги, далее по протоке, которая выводит в Верхнее Амбарное озеро. На юг (влево после выхода) по озеру необходимо идти вдоль левого берега - от мыса к мысу, затем после поворота озера на восток - пересечь озеро и идти вдоль южного берега и далее в протоку, соединяющую Верхнее и Среднее Амбарные озёра. Далее вдоль северного берега пересекаем Среднее и Нижнее Амбарные озера. На двух последних озёрах найти стоянку проблематично - кругом болота.

До оз. Калгозеро - 6 километровый порожистый участок. Первое после Нижнего Амбарного озера препятствие - протяжённая (700 м) без поворотов шивера (2-3 к. с.) с осложненным просмотром - болото. Для каркасных байдарок - серьезное препятствие. Обнос - хорошая тропа за болотом по ПБ. Стоянка - за шиверой справа.

Далее около 7 препятствий 1-2 к. с. Следующее сложное препятствие - порог Коверкоски (или Голяновского - по фамилии погибшего здесь в 1981 году туриста). Ориентир - памятная плита справа, но она немного дальше начала осмотра. Обнос и осмотр по ПБ При входе в Калгозеро слева - хорошая большая стоянка на скале. В конце Калгозера на скале за островом - ещё одна стоянка. Выход из озера - вдоль северного берега на восток, потом на север. Болотистый участок с видимым течением проходится довольно быстро. За ним первые два порожка идутся сходу, третий (2 к. с.) за правым поворотом желательно осмотреть. Далее все шиверы проходятся без осмотра до Офицерского порога (последнее серьезное препятствие - 3-4 к. с.). В порог можно влететь случайно - сильное течение, не торопитесь! Порог Офицерский. Обнос и осмотр по ЛБ, проводка - справа. Прохождение достаточно сложное: вход - слева между берегом и бочкой. Далее на правом повороте - с лавировкой в центр и по центральной струе. На левом повороте - отдых в улове справа, страховка. Далее - слева по струе, за вторым правым поворотом - в центр и влево вдоль левого берега. Выход - вправо по струе. Далее серьёзных препятствий нет. Под мостом всё той же дороги - порожек, проходится по струе. При входе в озеро видны крыши посёлка Калгалакша, а слева вдалеке две скалы - более живописная стоянка та, которая правее (через камыш). От этой последней стоянки на реке около 1.5 км до посёлка, откуда каждую пятницу ходит автобус в пос. Энгозеро (1.5 часа). Более того - можно в сельсовете заказать автобус на любое время дня и ночи (водитель живёт в Калгалакше).

5.Краткая лоция

№ п/п   км. от начала км. от пред. Ориентиры Описания
- пос. Энгозеро - - - К югу от поселка есть мыс, на нем гарь, которая достаточно хорошо видна. Курс на правую ее часть, обогнуть мыс, за мысом влево, затем идти, периодически оглядываясь направо-назад. Речка достаточно широка на выходе из озера (около 30 м.)
1 П1-Пор. "Шлагбаум" 8 км. 2,5 км После длинного плеса река уходит влево, в правых протоках заломы, в самой левой проход, видно падение, слышен шум Разрушенный мост на лесовозной дороге. Крайние пролеты завалены бревнами, проход только по центральной. После входной шиверы небольшое падение, затем надо вписаться в единственный пролет (чуть более 2,5 м) В малую воду заход будет затруднен камнями, в нашу воду – все обливные Осмотр, обнос по ЛБ Стоянка на ПБ за порогом
- Оз. Песчаное - Сразу за №1 - После выхода из № 1 на востоке виден песчаный пляж (стоянка). Надо взять чуть правее него
2 П3, П4 - - небольшие перекаты Местами мелко, особенно в низкую воду. Держаться самой полноводной протоки
3 П5 - Пор. "Утюг" 11 км. 200 м. Остров, поросший деревьями, шум, видно падение, вдали виден автомобильный мост. Осмотр по обоим берегам, страховка - слева Правая протока загорожена, заход слева, мощная бочка, камни, уход в правый пролет моста. Осмотр – обязателен, обнос по ЛБ
4 разбои, перекаты - 200 м. - -
5 П6 - Ж/д мост, старые сваи. 12.5 км. 50 м Видны с воды Желательно осмотреть по обоим берегам, зачалившись на ЛБ – сначала идет ряд свай, местами бревна, самый чистый проход – 2-й и 3-й участок слева. Под мостом в центральный пролет, уходя от опоры и свай.
6 Разбои - 100 м - Придерживаться самой полноводной протоки. Смотреть под воду – есть бревна. Посередине ЛЭП
7 П7 15 км. - плоский скальный выход слева, стоянка. 600-м. шивера с тремя крутыми поворотами. Осмотр по ЛБ, там же стоянка. Множество камней
8 Перекаты - 200 м - Особой сложности не представляют.
9 П8 - Пор. "Три Сосны" 18 км. - В центре реки появляется остров, поросший березами и соснами, правая протока завалена бревнами Осмотр с воды, для осторожных – по ЛБ, проход по левой протоке
- Река переходит из леса в болото, разбои - - - -
10 П9 19 км. 1 км. Река снова переходит в лес Перед порогом – стоянка на ПБ, если надо – осмотр там же
- Оз. Поригозеро 19,5 500 м. - Идти, оставляя островки справа до залива, заросшего тростником На впереди 2 острова, между ними- большой комель, обойти их слева, впереди – каменный мыс со стоянкой, за ним – продолжение реки, См. сх. №2
11 П10 21 км. - идти вдоль левого, северного берега оз. 2-х ступенчатый перекат
12 П11 21,5 км. - Разбои, в конце - перекат -
- Сигламбина (оз.Сосновое) 23 км. - - В конце озера протока уходи на север. Озеро сильно заросшее.
13 П12 - - Шивера на выходе из озера Ничего сложного, камни
14 П13 - 50 м - Перекат
- Лемиозеро - - - -
- Река сильно петляет по болоту, в конце – оз. Пиртозеро - - - -
- Оз. Пиртозеро 30 км. - - Острова оставлять слева, в конце на ПБ – хорошая стоянка, на ЛБ – видны столбы, дорога Энгозеро – Калгалакша, на мысу есть стоянка похуже – близко к дороге, рядом болото, лучше пройти до № 15 или чуть дальше
15 П14 32 км.   Перекат на выходе из озера По краям реки – бревна, на ЛБ – стоянка (рядом дорога!)
- Разбои - - - -
- Маленькое круглое озеро 33 км. - - Выход – чуть левее чем вошли. В конце на ЛБ стоянка
16 П15 - - - Перекат
17 П16 Пор. "Грива" 34 км. 20 м На ЛП на ПБ футболка на отдельно стоящей березе, справа- маленькое болотце, впадает ручеек. Футболка видна еще до №16 2 Ступени: 1-я ступень – много камней, падение, бочки, 2-я ступень – сначала остров с деревом, ПП на 90 градусов, камень-жандарм, камни на выходе Осмотр, обнос по ПБ. Чалка до березы с футболкой в болотце в устье ручейка Стоянка на ПБ на пороге, стоянки по обоим берегам за порогом
- Озеро - 700 м - Идти влево – до деревянного моста, потом под мост
18 П17 Мост 35,5 км. - - Ничего сложного, проход во 2-й пролет справа, на катамаране надо пригнуться
- Верхнее Амбарное озеро 36 км. - - Идти прямо, до ярко выраженного мыса на ЛБ, после него во 2-й залив налево. После выхода во вторую часть озера налево почти до конца, там будет протока направо См. сх. №3
19 П18 перекат - - - Протока соединяет Верхнее и Среднее Амбарные озера
- Среднее Амбарное озеро 39 км. - - Держаться вдоль ЛБ, там выход
- Нижнее Амбарное озеро 40 км. - - После выхода слева мыс, на нем хорошая стоянка, держаться правее мыса
20 П19 шивера 42 км. - Шивера "Неприятная" - на выходе из озера Просмотр затруднен- болота по обоим берегам в начале. Очень мелко по любой воде. Держаться ближе к ПБ, иногда уходя в центр. За шиверой – по обоим берегами стоянки
- Остатки съезда на лед - - - -
21 Завал у ПБ, камни в русле - 200 м - Проход слева
22 Порожек 43 км. 70 м - Кривая струя на ПП
23 Порожек - 100 м - -
24 Порог - 50 м - На ПБ стоянка, в пороге несколько бочек подряд, в конце река делает небольшой левый зигзаг (влево-вправо), перед ним ближе к ПБ каменистая отмель, сразу за ней № 25
25 Порожек - 20 м На зигзаге за №24 -
26 Порог "Коверкоски" (Голяновского) 44 км. 30 м Ориентиры нечеткие!!!Небольшое сужение реки со стороны ПБ, с воды неясно, что дальше, на ПБ небольшая лужайка, дальше лес. После первой ступени (40 м) на ПБ виден камень с табличкой, река уходит чуть левее Первая ступень достаточно короткая и несложная, больше напоминает перекат. Небольшое улово, на ПБ видна табличка. Река уходит чуть левее, делает небольшой ПП. Слалом между камней, бочки, под ПБ в воде полощется березка. В конце ПП, проход по центру между камней Осмотр, обнос – ПБ, Чалка на лужайке перед порогом
27 Плавучий завал - 600 м - Под завал не утягивает, течения нет, Завал появляется за резким ЛП, байдарка медленно вполне может пройти, катамаран лучше обнести, хотя, по информации параллельной группы, можно и пройти (как – непонятно)
- оз. Калгозеро 48 км. 700 м. - Держаться вдоль ЛБ, Слева – стоянка. В конце озера стоянка на каменном мысу, левее нее еще 2 стоянки похуже. Рядом – залив налево, он делится на 2 части, идти в ту, которая левее
28 Перекат 51 км. 400 м. - -
- Левый приток - 200 м. - Сильно заболочен
29 Порог 49 км. 400 м До и под мостом Просмотр проблематичен – заболоченность, линия движения читается с воды, навал на опору моста
30 Порог - 200 м. После неболь-шого ЛП Ничего сложного, может быть мелко. Середине островок, слева, вроде, поглубже
31 Порог - 100 м. - По струе слева
32 Порог 49.5 км. 200 м. - Мощная прямая струя, в конце могут быть камни
33 Порог "Короткий" - 150 м. ПП, на ЛБ хорошая стоянка. Сильный шум, видна мощная струя Длина порога – 30 м, Сильная струя, в конце несколько бочек. Осмотр, если нужен, с ЛБ – там хорошая стоянка Порог очень выражен, после него следует начинать внимательно считать препятствия и смотреть ориентиры до №38
34 Перекат - 70 м. - -
35 Порожек - 120 м. - -
36 Порог - 100 м. У ПБ – остров, поросший деревьями, за ЛП – шум, впереди видны камни Чалка до ЛП, просмотр желателен – в русле могут быть бревна. Внизу что-то типа каменистого острова
37 Перекат - 30 м. - -
38 Пор. "Офицерский" 52 км. 80 м. Виден резкий ЛП, на ПБ- береза с футболкой, впереди – камни, на них - бревно Сложный порог. 1-я ступень(100 м) – заход под ЛБ, почти под берегом уйти от бревна, слалом между камней. Между ступенями- улово (страховка), затем 2-я ступень ( 400 м).слалом между камней. Просмотр – по ЛБ, чалка до ЛП. На ЛБ – стоянка
39 Перекат - 100 м - -
40 Мост дороги Энгозеро- Калгалакша - 70 м Виден с воды Байдарку – в любой пролет, катамаран лучше справа, за мостом на ЛБ стоянка
- Разбои - - - Выбирать достаточно полноводные, стараться держаться правее, В разбоях попадаются сети
- Река сходится в единое русло, по берегам - болотца - - - Большая сеть через всю реку, достаточно длинная, чтобы не порвать, прижимаемся к болоту справа
41 Шивера "Приморская" 55 км. 40 м За ней- остров, идем справа от него За островом – оз. Домашнее, видна Калгалакша, есть стояки и в Белом Море (за мостом), есть стоянка слева перед заливом